"ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
|
"Информпространство", № 189-2015Альманах-газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2015 |
Городской народный дом на Яузе. Дореволюционная фотография |
Любители московской старины с удовольствием осматривают примечательности центра города, но почитатели модерна приезжают на станцию метро Электрозаводская и от оживленной торговой площади спускаются на берег Яузы, к особняку В.В. Носова. Фабрикант, владелец местных текстильных фабрик, женился в конце XIX века на младшей сестре известного московского банкира Евфимии Павловны Рябушинской. Архитектор Л.Н. Кекушев построил в 1903 году по заказу молодой хозяйки дачу вблизи набережной. Популярный зодчий был увлечен модерном, и свободная планировка загородного дома, растительные орнаменты в украшении балконов, окон отвечали его вкусам. К оформлению залов Носовы привлекли известных художников – В.А. Серова, К.А. Сомова, А.С. Голубкину.
После революции владельцы покинули Россию, произведения искусства пополнили фонды Третьяковской галереи, в уютном особняке открыли пролетарский музей, в 1930-е годы здесь был Дом комсомольца и школьника, а в наши дни находится Библиотека музыкальной нотной литературы. Хозяева дачи не могли не видеть корпусов мастерской, открытой в 1907 году на берегу Яузы. В 1913 году местное производство уже именовалось фабрикой Русская электрическая лампа. Промышленное здание в 1916 году возвел ученик Р.И. Клейна архитектор Г.П. Евланов; в советские годы новые фабричные корпуса построил архитектор Г.С. Щиханов. Электроламповый завод стал передовым предприятием в годы первых пятилеток, привлекал молодежь, стремившуюся в столицу из разных мест Союза и даже других стран.
В 1922 году из Польши в Москву приехал молодой человек, увлеченный идеями социализма, инженер Адам Самойлович Гросблат, и его направили на электроламповой завод. Специалист быстро вошел в состав ведущих работников и в 1934 году написал для сотрудников учебное пособие «По организации инструментального хозяйства завода». Через три года его знания, опыт, преданность идеям социализма не были оценены сотрудниками НКВД. 20 августа 1937 года инженера обвинили в измене Родине, и он получил стандартный, не самый страшный приговор – 10 лет работы в исправительно-трудовых лагерях. На Колыме Адам Самойлович будет продолжать трудовую деятельность. Его жена, Евгения Самойловна, вслед за мужем была отправлена в лагерь. Аресты охватили все цеха орденоносного предприятия. Вспомним лишь отдельные имена сотрудников электролампового завода им. Куйбышева – жертв террора тридцатых годов.
Август Иванович Потак, 1887 года рождения, слесарь. Арестован 16 декабря 1937 года по обвинению к принадлежности к фашистской группе. Расстрелян 3 февраля 1938 года.
Молодая тридцатидвухлетняя женщина, Вильма Андреевна Озоль, работала счетоводом в заводской бухгалтерии. Ее арестовали 3 декабря 1937 года по обвинению в принадлежности к контрреволюционной группе и расстреляли 3 февраля 1938 года.
В годы большого террора была арестована 50-летняя уборщица местного заводского продуктового магазина Просковья Васильевна Герасимова. Обвинена в контрреволюционной агитации и расстреляна 8 марта 1938 года. Можно сожалеть, что администрация и общественность завода не отметила мемориальной доской память арестованных и погибших в годы «большого террора» людей.
Расстреляли 26 мая 1938 года бухгалтера местного кинотеатра «Сокол», тридцатилетнюю Анну Степановну Андрееву. Она была арестована за шпионаж в пользу Японии. Список можно продолжать, продолжать и продолжать. Жертвами террора были люди далекие от политики.
В эти же годы разрушали культовые здания и снесли местную Введенскую церковь. Над заводскими корпусами возвышается здание, именуемое в наши дни Дворцом на Яузе. История известного Дворца началась в 1901 году. Московская городская дума постановила построить десять театров для рабочих, и в 1903 г. на средства местных фабрикантов был возведен Введенский народный дом. Его попечителем стал А.А. Бахрушин, и при его содействии на сцене ставили спектакли, читали лекции, проходили собрания. Была открыта библиотека-читальня. После революции Народный дом назвали Рабочим дворцом, и он был отмечен посещением и выступлением В.И. Ленина. Дворец находился на территории Сталинского района Москвы. Трудящиеся всех местных предприятий единогласно выбирали депутатом в Верховный Совет в 1930-40-е годы товарища Сталина. Архитектуре и планировке районе власти уделяли большое внимание. После войны Дворец реконструировали по проекту Б.В. Ефимовича. Фундамент здания облицевали красным гранитом и величественный портал украсила скульптурная композиция Победа (скульптор С.Л. Рабинович), и Дворец вновь был открыт в 1948 году. В эти годы большинство жителей района проживало в коммуналках, бараках, общежитиях и, попадая в залы Дворца, люди на несколько часов ощущали себя в ином прекрасном мире. Зрительный зал с амфитеатром, ложами, балкономи, с парчовым занавесом не отличался по оформлению от лучших театров столицы, и зрители понимали значительность района, в котором они жили и работали.
Осмотрев примечательности современной площади Журавлева, мы продолжим прогулку и поднимемся вверх по Большой Семеновской улице. Интересны имена окрестных переулков, пришедшие из XVII-XVIII веков.
Мажоров переулок. Память о казармах трубачей Семеновского полка. Здесь находилась квартира тамбурмажора, старшего над военными музыкантами. Палочный переулок напоминает о солдатах, на палках обучавшихся оружейным приемам. Имя старинного села Семеновское повторило московское кладбище, на котором хоронили местных жителей и ветеранов армии, доживавших последние годы в Измайловской богадельне. В наши дни только церковь Воскресения Христова напоминает о былом некрополе. Она была построена на средства купца Михаила Николаевича Мушникова и других щедрых вкладчиков, освящена 17 июля 1855 года и обновлена в 1901 году архитектором Александром Петровичом Михайловым. В храме отпевали покойных, молились за помин души. Район, именуемый с начала тридцатых годов Сталинским, не должен был иметь на своей территории могил с крестами.
В 1930-е годы прошлого века стали снимать надгробные памятники, и в предвоенные годы Семеновское кладбище пополнило список уничтоженных некрополей Москвы. В 1929 году рабочие Электрозавода обратились в Моссовет с ходатайством о сносе кладбищенского храма с целью расширения сквера для отдыха трудящихся. Реставраторы Москвы поспешили подтвердить: «Церковь не имеет историко-архитектурного значения». Храм был обезглавлен, колокольня снесена. Последний священник церкви Павел Григорьевич Анисимов 2 ноября 1937 года был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне.
Прошло 60 лет, и в восстановленном освященном храме 19 апреля 1998 вновь началось богослужение. Сожалеем, что на территории уничтоженного кладбища не установили скромного памятника и даже мемориального знака памяти тем, кто покоится в земле. В 1930-е годы сносили надгробные памятники, но и строили «новую Москву». В Сталинском районе должен быть самый большой и лучший синематограф столицы.
В 1938 году в Москве на Семеновской площади был открыт двухзальный (красный, синий) кинотеатр «Родина» на 1300 мест (архитекторы Яков Корнфельд и Виктор Калмыков). Зодчие Москвы прощались с конструктивизмом и сдержанно обращались к парадному стилю 1940-50-х годов. Фасад украшает керамическое панно с изображением серпов, колосков, цветов. Здание асимметрично, и в довоенные годы на боковой башне стоял памятник пограничнику. Кинотеатр москвичи приняли и полюбили. В фойе играл оркестр, посетители за час до начала фильма приходили, чтобы потанцевать или просто посидеть, послушать музыку. В буфете покупали пирожные, бутерброды, шампанское. В предвоенные годы на плоской крыше была открытая площадка, и в летние дни москвичи с удовольствием танцевали.
В 1944 году вблизи кинотеатра была открыта новая станция метро Сталинская (ныне Семеновская). Площадь стала центром оживленного густонаселенного района, от которой начинается Щербаковская улица. Она доходит до Окружной железной дороги, за которой видны корпуса гостиницы, построенные в год московской Олимпиады, а за ними, речка Серебрянка и островок, на котором сохранились палаты старинной царской усадьбы Измайлово.
Об авторе: Маргарита Абрамовна Лобовская – историк Москвы.