"ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
|
"Информпространство", № 189-2015Альманах-газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2015 |
Краткий пересказ маамара (комментария в проповеди) Ребе, произнесенного в субботу недельной главы Насо 12 сивана 5745 года (1 июня 1985 года).
Так будете благословлять сынов Израиля: «И обратит Всевышний Лик свой к тебе и одарит тебя миром». И объяснили мудрецы эти слова [приводится в Талмуде в трактате Брахот] – ангелы служения спросили Творца: «Написано в Торе, что Владыка мира неподкупен, и справедливость Его абсолютна. И вот Ты говоришь, что обратишь Лик свой к сынам Израиля (в знак особого расположения). Неужели отступишь Ты от справедливости?» Ответил им Всевышний: «А как можно не благоволить к людям, которым Я повелел в Торе: «И будешь есть и насыщаться и благословлять Господа Б-га твоего». А люди эти приняли на себя обязанность благословлять Творца не только, когда насытятся, но даже если пища их была не больше, чем яйцо или маслина»!
Учителя хасидизма обращают наше внимание на тот факт, что устрожение, которое приняли на себя сыны Израиля, нашло столь сильный отклик. Вплоть до того, что Всевышний обещает им свою расположение. Объясняется это тем, что благословление, которое мы произносим после еды, привлекает в наш мир дополнительный Свет Творца. Надо отметить, что это раскрытие Создателя в мире материи происходит после нашего служения. А служение это состоит в том, что свою трапезу, даже если по объему и весу она не превышала яйцо или маслину, мы завершаем благословением Творцу. (Как видим, обычная еда может послужить причиной благословления и, как следствие, раскрытия дополнительного Света Творца).
Особая роль материи тесно связана с Дарованием Торы и, в частности, с праздником Шавуот. Сегодня – 12 числа месяца сиван – последний день, завершающий период праздника Шавуот (последний день, когда паломники еще могли принести праздничную жертву в Храме).
Учителя хасидизма исследовали вопрос – почему Десятиречение на горе Синай начинается словами: «Я – Господь Б-г твой, который вывел тебя из земли египетской», – и не сказано: «...который сотворил небо и землю»? Ведь очевидно, что акт Творения из Ничего – это чудо, намного превосходящее Исход из Египта. И это подробно объяснено во второй книге Тании «Шаарей ихуд ве эмуна». Сотворение миров из Ничего – это чудо, принципиально несопоставимое с рассечением моря (то, что воды стояли стеной, пока сыны Израиля пересекали море, говорит об изменении их свойств, но никак не о сотворении чего-то из Ничего). И, как объясняется в книге Тании «Игерет акодеш», сотворение чего-то из ничего возможно только силой, исходящей из самой сущности Творца – благословен Он. И нет ничего, что предшествовало Создателю и побуждало бы Его к действию. (И, подобно этому, Всевышний скрыл Себя настолько, что сотворенные миры ощущают себя существующими совершенно самостоятельно).
И все-таки при всей очевидности превосходства чуда Сотворения из ничего сказано при Даровании Торы: «...Который вывел тебя из земли египетской». Почему?
В хасидизме дается следующий ответ. Величие акта Дарования Торы состоит в том, что при этом был отменен запрет обитателям верхних миров спускаться вниз, а обитателям нижнего мира подниматься наверх. То есть, материя может теперь подниматься к духовности, а духовность может проникать в материю.
Но само это положение требует пояснений. Ведь если для духовности естественно пребывать в высших мирах, а для материальности – в нижнем, то, что тогда побуждает духовность опускаться, а материальность – подниматься?
Тот факт, что именно материя стремится к подъему, объясняется превосходством ее корня над духовностью. И превосходство это стало очевидным во время Дарования Торы. Перед Дарованием Торы евреи должны были пережить египетское рабство и Исход. И поэтому Синайское Откровение начинается словами: «Я, Господь Б-г твой, который вывел тебя из земли египетской».
Написано в Торе, что человек дал имена всем животным и всем птицам небесным. А это значит, что Первый человек раскрыл в именах те сочетания букв, которыми и были созданы эти животные и птицы. (А Каббала, в частности Каббала Аризаля, учит нас, что и в каждом предмете неживой природы есть душа. То есть каждый такой предмет существует только потому, что в нем находятся буквы из Десяти Речений, которыми был сотворен мир. И даже предметы, не упомянутые прямо в Десяти Речениях, такие как, например, камень, существуют благодаря буквам, спустившимся из Речений и в результате различных перестановок образовавшим слово камень. (Разумеется, речь идет о буквах и словах святого языка.)
И объясняет книга Тании «Шаарей ихуд ве эмуна», что названия всего сущего на святом языке – это как раз и есть те сочетания букв, которые вызывают данные предметы из небытия и поддерживают их существование.
В связи с этим возникает вопрос. Какой смысл был в том, что Первый человек назвал всех животных и птиц. Ведь они уже были сотворены и прекрасно существовали. Значит, необходимые сочетания букв уже возникли. Что же изменилось от того, что человек дал имена?
А произошло при этом раскрытие в нашем мире тех каналов, по которым поступает к различным творениям жизненность от Создателя. Понятно, что поступала эта оживляющая сила и до получения имен. Но тогда это происходило в полном сокрытии. Теперь же Воля Творца раскрылась в нашем мире.
Но здесь, естественно, возникает следующий вопрос. А что же изменил или добавил сам факт раскрытия Воли Творца в мире материи? Ответ мы находим в книге Алтер Ребе «Ликутей Тора». Теперь нам становится понятен внутренний смысл фразы Торы: «Не хлебом единым живет человек, но всяким Речением Творца!». Это значит, что не сама материальная пища дает нам силы, а буквы Речений Создателя, которые содержатся в ней.
И разъясняет Аризаль следующий вопрос. Человек, как и все в этом мире, создан Творцом. Следовательно, есть у нас свои буквы, через которые мы получаем жизненную энергию. И если так, то зачем нам вообще есть пищу?
Но, оказывается, оживляющая сила Творца, которая присутствует, например, в хлебе, спускается в наш мир с гораздо более высокого уровня, чем та энергия, которая дает жизнь самому человеку. (Это общее правило: чем выше источник оживляющего Света, тем ниже проникает он в мир материи и тем более простым вещам дает возможность существовать).
Более того: этот спуск оживляющего Света с высочайшего уровня иногда называют падением. И это падение искр святости из Мира Хаоса происходит в результате «разбиения сосудов». (В хасидизме объясняется, что есть высочайший духовный мир, в котором количество и сила Света намного превосходит количество и возможности сосудов. В результате – Свет в этом мире не «упорядочен». И поэтому называется этот мир – миром Хаоса. В отличие от этого, в мирах более низких Свет удерживается сосудами, и все они объединяются общим названием – Мир Исправления.) Мидраш рассказывает, что Всевышний создавал и разрушал миры (пока не создал нынешний Мир Исправления).
Разбиение сосудов Мира Хаоса и падение оттуда искр Света привело к тому, что частицы высшей святости оказались в плену у самых низких уровней материи. Наличие Мира Исправления позволило части упавших искр подняться и найти свое место в духовных плоскостях. Но есть и такие искры, что упали особенно низко. А это, кстати, говорит о том, что падали они с большей высоты, и корень у них наиболее близок к Сущности Творца. И теперь требуются особые усилия (служение человека), чтобы поднять эти искры. И это именно та оживляющая сила Творца, которую буквы Речений привнесли в хлеб и другую пищу. И поэтому кошерная пища может быть источником не только материальных, но и духовных сил. А для того, чтобы человек смог вернуть искры святости к их корню, необходимы дополнительные силы, получить которые мы можем, только привлекая Свет Творца. И происходит это привлечение Света, когда мы произносим «благословение перед едой». Такое получение дополнительного Света называется «Пробуждение сверху». (В Каббале и хасидизме говорится о двух путях приближения человека к Творцу и получении дополнительных порций Света. Это либо «Пробуждение сверху», когда инициатива исходит из высших духовных сфер; либо «Пробуждение снизу», когда инициатива исходит от человека. Как правило – одно вызывает другое. Пробуждение снизу приводит к пробуждению сверху, и наоборот – пробуждение сверху дает человеку силы для пробуждения снизу.)
Для того чтобы поднять искры святости, содержащиеся в пище, требуется пробуждение снизу – человек должен съесть эту пищу и произнести после еды соответствующее благословение. Это вызовет пробуждение сверху и такое пробуждение сверху (вызванное пробуждением снизу) приведет к завершению очищения искр святости и возвращению их в Источник. (Другими словами: необходимо, чтобы сначала человек съел пищу – это и определяется как пробуждение снизу. Но, поскольку силы человека ограничены, требуется помощь сверху – пробуждение сверху, которое возникает как результат служения человека – пробуждения снизу.)
Однако здесь мы имеем дело с искрами Света Мира Хаоса. То есть, возвращаем их на уровень, который превосходит наш собственный (уровень Мира Исправления). Собственно в этом и состоит задача нашего мира. Ведь сказано о нем в Торе: «...который сотворил Всевышний, чтобы делать» – и объяснили наши мудрецы, что «делать» – означает «исправлять». Поначалу это исправление происходило на уровне поглощения пищи без последующего благословения (и такое исправление не могло быть полным).
Только египетское рабство, подобно печи для обжига железа, подготовило народ и весь материальный мир к Дарованию Торы, к тому, что началось соединение духовного с материальным. И тогда стало возможным возносить искры святости из пищи к их корню в Мире Хаоса (то есть поднимать выше Мира Исправления). А для этого потребовался Свет Творца, который вызывается пробуждением сверху (в нашем случае это происходит после благословения, завершающего трапезу).
Поэтому на горе Синай прозвучало: «Я – Господь Б-г твой, который вывел тебя из земли египетской», – и не сказано: «...который сотворил небо и землю». И хотя небо и земля были сотворены для того, чтобы можно было учить Тору и исполнять заповеди, все-таки конечной целью Дарования Торы было вознесение материального, как и вообще нижних миров, к святости. И произошло это во время исхода из Египта. В этот момент произошел выход за рамки всяческих ограничений вообще. И это привело к поднятию всего мира и Израиля, и Торы. (Сотворение мира само по себе уже явилось созданием ограничений. И только исход сынов Израиля из Египта устранил эти ограничения).
Теперь становится понятным ответ, который дал Всевышний ангелам служения: «А как можно не благоволить к людям, которым Я повелел в Торе: «И будешь есть и насыщаться и благословлять Господа Б-га твоего. А люди эти приняли на себя обязанность благословлять Творца не только когда насытятся, но даже если пища их была не больше, чем яйцо или маслина»!
Задача первого благословения (перед едой) – вызвать пробуждение сверху, которое предшествует пробуждению снизу и не зависит от служения в нашем мире по очищению материи посредством еды. Поэтому первое благословение произносится в любом случае, независимо от количества пищи (само произнесение благословения не является пробуждением снизу, которое бы начало процесс очищения, а только вызывает пробуждение сверху).
В отличие от первого благословения, благословение, завершающее трапезу – это пробуждение сверху, вызванное пробуждением снизу (имеется в виду служение человека, когда он ест, чтобы набраться сил для исполнения заповедей, а не для того, чтобы наполнить желудок, как это объяснено в Тании). Поэтому для произнесения завершающего благословения необходимо съесть как минимум определенное количество пищи – чтобы была произведена работа в материальном мире (и можно было бы говорить о пробуждении снизу).
Именно это пробуждение снизу (то, что сыны Израиля обязались благословлять Творца, даже если съели меньше, чем требовалось для насыщения) вызывает прилив Света с наиболее высоких уровней, вплоть до того, что проявляется – «И обратит Всевышний Лик свой к тебе и одарит тебя миром». (И здесь уже речь идет не только о возвращении искр Света в их корень в Мире Хаоса, который превосходит наш Мир Исправления.
Здесь проявляется уровень, превосходящий все сотворенные Миры. Только с этого, наивысшего уровня возможно установление истинного мира между всеми аспектами сотворенного.) В «Игерет акодеш» говорится о мире, царящем между высшими ангелами. Об этом мире сказано в мидраше Танхума: «Творящий мир в своих высотах». (Имеется в виду мир между двумя ангелами, служение которых противоположно по своей направленности). И мир этот устанавливается между ними посредством Света, посылаемого с уровня более высокого, чем тот, на котором ангелы находятся. Это, подобно министрам, которые полностью находятся во власти царя. (Алтер Ребе пишет в «Игерет акодеш», что ангелы Михаэль и Габриэль, отвечающие за стихии воды и огня – соответственно не гасят друг друга, поскольку Всевышний устанавливает мир между ними). И это абсолютное подчинение воле царя проявляется в служении министров, когда каждый исполняет свою миссию – мир между ними сохраняется.
И подобно этому был установлен абсолютный мир в момент Дарования Торы – возникло единство высших и низших миров (когда духовным мирам было разрешено спуститься в мир материи), и сам Творец подал пример, сойдя на гору Синай. И установившийся мир означал не только взаимопроникновение Миров. Наша пища не просто поднялась к своему духовному корню, но включилась в Сущность самого Творца. Благословляя Творца после еды, мы вызываем дополнительный приток оживляющего Света в наш мир. И Свет этот приходит с уровня более высокого, чем тот, на котором творились миры. (Величие этого Света проявляется в том, что он соединяет духовное и материальное.)
Заканчивается благословление коэнов словами: «И возложу Имя свое на сынов Израиля, и Я благословлю их». (И здесь мы опять возвращаемся к вопросу: почему Десятиречение начинается словами об исходе из Египта).
Египет на святом языке означает ограничение. Сыны Израиля были порабощены там, но затем вышли «с большим имуществом». Талмуд (трактат Брахот) рассказывает, что сыны Израиля хотели отказаться от «большого имущества», лишь бы скорее закончилось рабство. И из того факта, что они все-таки оставались в Египте (Всевышний отказал им в их просьбе) видно, насколько важно было, чтобы «большое имущество» вместе с искрами святости, содержащимися в нем, было поднято из земли египетской.
И как в дни египетского изгнания, так и в нынешнем галуте все испытываемые нами тяготы приведут к Исходу с «большим имуществом» – (подъему искр святости).
В наши дни (когда «шаги Машиаха слышны в этом мире») особенно важно служить с полной самоотдачей, не обращая внимания на насмешки. Это не веление Торы (ведь нет такой заповеди), и даже в «Шульхан арухе» об этом сказано только в примечаниях, написанных Рамо. Речь идет об устрожении, которое приняли на себя сыны Израиля. Заповеди Торы касаются практических действий, которые либо разрешаются, либо запрещаются. А то, что сыны Израиля приняли на себя не бояться насмешников, касается формы исполнения заповедей – это «пробуждение снизу» (актуальное именно в наши дни). Во времена Мишны и Талмуда насмешники не были явлением, сильно докучавшим евреям. Но в период галута особую важность приобретает способность служить, невзирая на насмешки. Такое служение влияет и на самих насмешников, как сказано в Торе: «И увидят все народы земли, что Имя Господа наречено на тебе, и убоятся они тебя». И хотя слова эти сказаны о головном тфилине, но ведь вся Тора приравнивается к тфилину (так учит Талмуд в трактате Кидушин). И сбудутся слова пророка Ишайи: «И будут цари воспитателями твоими, и царицы их – кормилицами твоими» уже во время галута. (Еще до прихода Машиаха насмешники превратятся в помощников в деле служения Всевышнему.)
И тогда слова: «И возложу Имя свое на сынов Израиля, и Я благословлю их» будут напрямую относиться ко всему народу Израиля, согласно пророчеству Торы: «А вы будете у Меня царством священников и народом святым». А это значит, что благословение коснется всех аспектов нашей жизни: и детей, и здоровья, и достатка, вплоть до исполнения главного чаяния – прихода Машиаха, а вместе с ним – полное окончательное избавление. И избавление это будет связано и с Моше-рабейну – избавителем первым и избавителем последним, и с Баал Шем Товом, учение которого раскроется в мире (в заслугу изучения трудов Баал Шем Това последний Исход осуществится мерой милосердия Всевышнего). И произойдет это благодаря трудам лидеров ХаБаДа, которые объяснили и развили учение Баал Шем Това.
В заслугу изучения и распространения системы и мировоззрения ХаБаДа уже во время галута произойдет сказанное Торой в нашей недельной главе «Вознесение голов». И хотя Тора говорит это о левитах, но ведь учит Рамбам, что каждый человек в своем служении может подняться до уровня колена левитов. А отсюда мы переходим к словам, которыми начинается следующая глава Торы «...Когда будешь зажигать светильники», а это – зажигание меноры в Третьем Храме. И зажигать менору будет Агарон. Ведь сказано: «И увидят коэна в Сионе». И будет менора светить из Храма не только для сынов Израиля, но и для всего Мира. Исполнится сказанное в псалме: «... явится он пред Богом в Цийоне». Вскорости, в наши дни. И произойдет это в радости!
Публикация Агудас Хасидей ХаБаД (Москва)
Перевод Давида Эльдина
Об авторе: Менахем Мендл Шнеерсон – VII Любавический Ребе, выдающийся мыслитель современности.