ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2008

На пресс-конференции

Леонид Гомберг

Телевидение сегодня: человек или рейтинг?

В конце минувшего года в Москве прошел юбилейный Х Евразийский телефорум «Общество. Нравственность. Телевидение». Это масштабное многодневное действо было организовано Евразийской академией телевидения и радио (ЕАТР) при поддержке правительства Москвы, Союза кинематографистов России, исполкома Содружества независимых государств и других организаций.

Творческий конкурс телевизионных фильмов и программ проходил по 10 номинациям. Кроме того, награды вручались по 12 номинациям специального молодежного конкурса «Дебют». В рамках форума прошел также Фестиваль электронных, печатных СМИ и кинопроектов «Дети — наше настоящее». Важное место в программе занял Международный конкурс «Средства массовой информации в XXI веке. Интеллектуальный прорыв», в рамках которого прошли острые обсуждения и дискуссии, а также круглый стол «СМИ против терроризма и ксенофобии». Евразийский телерынок-выставка — традиционно один из важнейших разделов форума. В этот раз в телерынке участвовали компании Казахстана, Грузии, Украины, Белоруссии и других стран ближнего и дальнего зарубежья. Наиболее представительным и информативным, по общему мнению, стал стенд, представляющий медиа-рынок Китая.

Первый вице-президент ЕАТР Валерий Рузин и режиссер Игорь Чернецкий дают интервью

По итогам Х Евразийского телефорума, да и вообще по итогам ушедшего 2007 года в Доме кино на Васильевской улице прошла пресс-конференция, в которой приняли участие видные кинематографисты и организаторы кинопроизводства — члены президиума и академики ЕАТР.

Ведущий пресс-конференции, первый вице-президент ЕАТР, генеральный директор Х Евразийского телефорума Валерий Рузин сообщил собравшимся журналистам, что в юбилейном форуме участвовали 200 телекомпаний из регионов России, представители 22 стран ближнего и дальнего зарубежья. Только делегация Китая насчитывала около 20 человек.

Свои соображения о результатах многочисленных конкурсов и номинаций рассказали члены жюри и члены президиума ЕАТР Алексей Лысенков, Александр Стефанович, Георгий Зубков и другие участники пресс-конференции. Однако, как отметил академик Владимир Гусев, — «Х телефорум — это не только выдача наград; прежде всего, это то место, где профессионалы обменивались опытом, где опытные вели мастер-классы для более молодых».

Режиссер Игорь Масленников — обладатель приза за лучшую режиссуру

Но и о наградах все же надо сказать, особенно о тех, что имели серьезное общественное звучание. Так, например, в номинации «Информационно-аналитическая программа» победителем стал документальный фильм из цикла «Громкое дело» — «Анна. Убить журналиста» (Рен-ТВ). Телекритику Ирине Петровской была вручен диплом за вклад в развитие телевидения, Игорь Масленников был признан лучшим режиссером за художественный фильм «Ночные посетители» («Арчи-фильм», Москва), а Людмила Чурсина награждена за лучшую женскую роль в художественном фильме «Юбилей» (режиссер Н. Агаджанов).

Валерий Рузин представил обладателей гран-при телефорума — Игоря Чернецкого, режиссера телесериал «Юнкера» («Чаромафильм», Москва) и композитора, автора музыки к этой картине Николая Романова, которые ответили на вопросы журналистов и рассказали о специфике работы над современным телевизионным фильмом.

На пресс-конференции подчеркивалось, что руководство академией придает первостепенное значение деловым контактам с китайскими партнерами. Как сообщил член президиума ЕАТР Игорь Прокопенко, в Китай было продано 120 российских картин. Впервые за 40 лет китайское государственное телевидение покажет документальные фильмы в цикле «Легендарная Россия». По мнению многих академиков, это подлинный информационный прорыв.

Отвечая на вопросы журналистов, президент ЕАТР Олег Попцов говорил о перспективах и задачах развития телеиндустрии в России. Он отметил, что 90-е годы, о которых сегодня принято вспоминать с пренебрежительным осуждением несмотря ни на что все-таки несли «ощущение свободы». «Перечеркнем 90-е годы сейчас, — сказал он, — скоро перечеркнем и 2000-е… Нация должна обладать памятью. И это основа деятельности академии».

Сериал «Юнкера» (режиссер Игорь Чернецкий) —
гран-при Х Евразийского телефорума

Ведущий пресс-конференции Валерий Рузин поздравил известного тележурналиста Генриха Боровика с присуждением ему награды за выдающиеся заслуги в развитии отечественного телевидения. В своем выступлении популярный телеведущий говорил об огромном влиянии телевидения в сегодняшней жизни и, как следствие, «пагубности погони за рейтингом». «Жалуются, что канал «Культура» смотрят не многие, — сказал он, — рейтинги у передач низкие. Почему? Да потому что, если людей больше полутора десятков лет кормить наркотиками, никто больше не захочет нормальной пищи».

Пресс-конференцию завершил президент ЕАТР Олег Попцов. Его выступление нисколько не напоминало дежурные комментарии телевизионщиков и походило скорее на страстную речь политика. Среди задач телевидения Попцов отметил необходимость «максимально привить интерес к социальному телевидению, которое отстаивает нормы справедливости». По мнению президента академии, «страна потеряла отечественную производственную тему — ее нужно возвращать». По его словам, «с экранов ушел рабочий класс и крестьянство, хотя в деревне до сих пор живет до 40 миллионов человек… Героями нашего времени становятся ведущие шоу-программ; если раньше таким героем был Королев, то теперь — доктор Малахов». Такую ситуацию руководитель Евразийской академии телевидения назвал катастрофой. «Всякая реформа — это интеллектуальный прорыв, — продолжал он.— Однако когда реформы делают идиоты, мы имеем то, что имеем». Олег Попцов призвал создавать телевидение, которое будет «учить людей думать, находиться рядом с человеком»

Участники пресс-конференции не мало говорили и о конкретных перспективах в работе Евразийской академии телевидения и радио, намечали планы на нынешний 2008 год.