ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" |
|||||||||||||||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 3 (104) 2008г. | ПУЛЬС | РЕЗОНАНС | ЭКРАН | ПАРАЛЛЕЛИ | СВЕТ | АУКЦИОНЫ |
MEMORIA | СЦЕНА | ИСКАНИЯ | ВОСПОМИНАНИЯ | КНИГИ | СЛОВО | ФОТОВЗГЛЯД |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2008 |
«Я не удивлюсь, если некий дотошный архивист или историк раскопает, что причиной разорения московского купца Нечаева послужили вольные или невольные деяния купца Рукавишникова».
Загадочным, неожиданным историческим и геокультурным параллелям посвящает свои эссе писатель Александр Говорков.
Федор Достоевский. Портрет 1847 года |
Нечаев был дедом Федора Михайловича Достоевского по материнской линии. Купцом он был талантливым, а посему богатым. Однако в самом начале Отечественной войны дела его расстроились, он крупно задолжал. Нечаев долги выплатил, но французская армия стояла уже на рубежах Бородина. Оставалось одно — превратить инвестиции и активы в ассигнации и бежать. Набив саквояжи бумажными деньгами, семья выехала из Москвы на нескольких подводах. Несчастье преследовало её, как вражеский бомбардировщик.
Во время форсирования какой-то речушки подвода с багажом перевернулась, и содержимое ее затонуло. Саквояжи с ассигнациями выловили, но бумажки насквозь промокли и слиплись между собой. Их пытались отделить друг от друга и просушить, разложив на подушках. Результат оказался плачевен. Даже французский шаромыжник-фармазон не польстился бы на подобные банкноты. С тех пор деньги не липли к семье Достоевских.
Мать Владимира Владимировича Набокова происходила из семьи купцов Рукавишниковых. Роскошь, окружавшая Набокова в детстве, — преимущественно рукавишниковского происхождения. Если моя дикая догадка верна, то часть набоковского благополучия обеспечена и нечаевскими денежками.
Владимир Набоков. Фото 1963 года |
Никто не составляет железнодорожное расписание так, чтобы поезда намеренно сталкивались. Но есть предопределенность. Вряд ли дальневосточный состав потерпит крушение на Московской железной дороге. Врезаются друг в друга поезда, курсирующие по одним и тем же рельсам. Это уже попахивает судьбою. Какой рок смежно рифмует жизни Александра Керенского и Владимира Ульянова? Или — неточно и перепрыгивая через три строчки — Гаврилы Державина и Осипа Мандельштама? Чья рука свернула стрелку набок на захолустном разъезде Достоево Каменец-Подольской губернии? Понеслись навстречу бронепоезд «Набоков» и фирменный пассажирский «Достоевский».
Апрельской ночью одетые в голубое господа волокут Федора Михайловича в жандармерию, к Леонтию Дубельту. Тот, сурово сузив немецкие глаза, вопрошает: «Достоевский?». «Достоевский, Достоевский...» — словно герой мультфильма лепечет арестованный. «В тюрьму!». Достоевского везут в Петропавловскую крепость. Там его встречает старичок в мундире генерала от инфантерии. Это комендант крепости. Повторяется краткий диалог народа и власти. «Достоевский?» «Достоевский...» «В камеру!» Фамилия генерала Набоков. Он отменно исполняет свои обязанности и каждый день самолично обходит заключенных. Высочайшим распоряжением на коменданта Набокова возложена также роль председателя следственной комиссии по делу Петрашевского и участников его кружка. Выводы комиссии таковы, что преступников (в их числе и Достоевского) приговаривают к «смертной казни через расстреляние». Почитали, однако, письмо Белинского к Гоголю! Нечего умничать в России.
Генерал от инфантерии Набоков — прадед Владимира Владимировича. В своих многочисленных интервью писатель об этом не упоминает. Говорит взахлеб о предке-крестоносце, о князе Веронском — покровителе Данте, о мифическом Набок-мурзе, об отце — министре-либерале Временного правительства... Зато Достоевский помянут чаще других русских писателей, чаще любимого Гоголя... И все недобрым словом.
Набоков был ревнив к чужому дару. Поругивал современников: Борхеса, Пастернака, Сартра... Но к Достоевскому испытывал маниакальную неприязнь. Честил Федора Михайловича отчаянно: «просто журналист, реакционный журналист, журналист, любящий дешевые эффекты, никудышный комедиант, ангажированный писатель, писал плохие романы для молоденьких девушек, отвратительное морализаторство, газетные штампы, помпезный стиль, мелодраматический сумбур, пошло-фальшивый мистицизм...». Лепил ярлыки не обинуясь. В «Лекциях по русской литературе» характеристики, понятное дело, помягче. Здесь на первый план выходят претензии художественного толка —«отсутствуют описания природы... в его мире нет погоды... не видит своих героев... это просто куклы... угрюмый мир холодного умствования... не могу представить убийцу и проститутку, склонившихся над Евангелием...» — и вообще: так не бывает.
Этот довод особенно нелеп в устах Владимира Владимировича. А страна Зоорландия бывает? А имя Гумберт Гумберт бывает? А похождения Вана и Ады давно с вами случались? А Цинциннат Ц. бывает? Мозговая игра в бисер... Впрочем, само название романа «Приглашение на казнь» — уже оговорка по Фрейду. Это с подачи генерала Набокова «пригласили на казнь» Федора Михайловича вместе с другими петрашевцами. Черным зимним утром прочитали смертный приговор, напялили балахон с капюшоном, целились из ружей... Потом помиловали, на обледенелом эшафоте ломали над головой шпагу, заковывали на морозе в кандалы, увозили в Сибирь...
Никакого мистического рока, наверное, нет. Просто неладно вышло у Набоковых с Достоевским. Такие душки-либералы — Владимир Дмитриевич, Владимир Владимирович — и такой реакционный дедушка. Нехорошо... Вот и оправдывался неосознанно Набоков всю жизнь. Ну что за великий писатель Достоевский? Большой писатель так не поступает! Так себе, второй сорт, зелен виноград, такому Сибирь только на пользу...
А если роковое предопределение все-таки существует и, влекомые неведомыми энергиями, скрещиваются, скрежеща, звуки предназначенных столкновению имен, тогда... Преимущество на стороне многодетного Достоевского. Потомки его живут в России и сейчас. Кажется, один из них водитель трамвая...
Тогда я не удивлюсь, если однажды трамвай, управляемый Андреем Достоевским, вдруг сойдёт с рельсов и на полном ходу сомнет памятник Набокову, круша чаемый мрамор руки и впечатывая в него тень внезапно рухнувшей трамвайной ветки.
В бабочке существенны крылья. Именно они привлекают внимание.
С некоторой натяжкой можно сказать, что бабочка состоит из крыльев. Рисунок их симметричен. Когда бабочка складывает крылья, кажется, что в беззвучном рукоплескании сходятся ладони.
Тысячелетия подряд бесстрашно сидит на глобусе бабочка Евразия. Каменистые Рифейские горы, называемые казаками Каменным поясом, а ныне рекомые Уралом, служат ей невзрачным туловищем. Зато крылья цветасто и привольно распахнуты от океана до океана. Узор их красив. Немного поодаль от основания крыльев — на запад и на восток — два вытянутых в вертикальном направлении ярко-голубых пятна. Восточное из них носит сейчас название «Индия», западное — «Германия».
Обе страны имеют, несмотря на выход к морю, твердый континентальный характер. Прародина и последний приют арийцев. Коллективное бессознательное Германии тяготеет к буддизму… Гитлер лихорадочно искал Шамбалу. Нибелунги становятся персонажами «Рамаяны». Калидаса подает оброненное Гете перо. Очертания Индии и Германии совпадают в рисунке крыльев чудовищной евразийской бабочки.
Ближе к краю этих крыльев симметрично расположены карминно-красные округлые пятна Китая и Франции. Море для них значит уже гораздо больше, формируя не только кулинарные пристрастия, но чувство жизни на рубеже стихий. Французы и китайцы чувствуют себя земноводными и потому пожирают тотемических тварей — лягушек и змей. При этом и Франция, и Китай ощущают море как стихию враждебную. Они поворачиваются к нему спиной и устремляются вглубь континента, пытаясь обрести надежную материковую почву. Слово — один из инструментов борьбы с бездной. Поэтому обе нации ценят красное словцо, литературны и склонны к риторике. Конфуций выглядит своим в доску на Елисейских полях в компании Монтеня и Вольтера. Разумный консерватизм оборачивается вполне органичным атеизмом.
Самые же края украшает россыпи жемчужно-белых пятнышек. Правую их комбинацию мы почему-то называем Японией, левую же — Британией. Жемчуг живёт только в воде. Водяная поверхность зеркалит, дублируя окружающее, и островитяне тяготеют к живописи. Белые паруса кораблей равноправны облакам, курсирующим в небе архипелага. Чтобы острова не расползлись прочь, нужны символы наследственной власти, и английская королева попадает в объятия японского императора. С острова на остров трудно докричаться, и слово обретает краткость и точность. Цвета теряют континентальную насыщенность, чай пьется из чашек неимоверно тонкого фарфора. Чаша Грааля до сих пор хранима самураями. А за водной бездной лежит одна и та же огромная страна, нуждающаяся в колонизации – Винланд, Перл-Харбор. Японцы и англичане, братающиеся на берегах Миссисипи — новая встреча на Эльбе.
Не складывай крылья, бабочка Евразия! Их симметричность и так очевидна. Иначе осиротевший глобус станет скучен, как асфальтовая дорожка осеннего сада. Впрочем, бабочка не исчезнет полностью. Лишенная крыльев, она превращается в гусеницу — залог новой жизни. Высятся осевые Рифейские горы — горловой Урал — серые и неказистые с виду. Жизнь кипит внутри них. Там, глубоко под землёй, среди несметных сокровищ, ждет мастера Хозяйка медной горы. Попробуйте в этом месте посверлить глобус, и вы наткнетесь на залежи сверкающих самоцветов. Не зря же летала легендарная птица Гаруда на священную гору Меру.
Из «портфеля» журнала «Кольцо А»