ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2008

Сергей Белорусец, Ольга Радзивилл

Писатели — детям

Первый Московский фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского был инициирован Союзом писателей Москвы и Государственным литературным музеем в связи со 125-летием со дня рождения выдающегося писателя при поддержке Мэрии и Правительства Москвы.

Сергей Белорусец и Марина Бородитская на фестивале

В сентябре 2007 года прошли встречи писателей с сотрудниками московских детских журналов, московских детских книжных издательств, художниками по программе «Писатели — детям Москвы». Тогда же в сентябре началась писательская конференция «Новая детская литература в новом веке», продолжившаяся в декабре. Писатели приняли участие в работе выставки-ярмарки образовательной и детской литературы «Читай-Ка!» в рамках юбилейной двадцатой Московской международной книжной выставки-ярмарки.

Следующий этап фестиваля — «Живая литература» — включал проведение писателями уроков литературы и выступления в школах Москвы, встречи писателей с детьми в библиотеках, домах ребенка, интернатах, приютах, детских больницах, центрах досуга.

Венцом фестиваля стало вручение литературной премии имени Чуковского. Работой жюри руководил писатель Эдуард Успенский.

Приз читательских симпатий «Золотой крокодил» вручался Детским жюри.

Заключительный этап фестиваля, прошедший под девизом «Писатели России — детям Москвы», открылся в Малом зале Центрального дома литераторов в декабре 2007 года.

Закрытие фестиваля и торжественное вручение Премии имени Корнея Чуковского прошло 12 декабря в Большом зале Центрального дома литераторов. С приветственным словом к участникам и гостям обратился заместитель мэра в правительстве Москвы, сопредседатель оргкомитета фестиваля В. Ю. Виноградов.

Лауреатами Литературной Премии имени Чуковского стали Юрий Кушак, Юрий Энтин, Григорий Гладков, Александр Кушнер, а также Марина Бородицкая, удостоившаяся «Золотого крокодила».

Писатели – участники Фестиваля приняли Обращение к Правительству Москвы.

 

ОБРАЩЕНИЕ
участников Первого Московского
фестиваля детской литературы
им. Корнея Чуковского

Выражаем свою искреннюю благодарность Правительству Москвы за помощь в проведении Фестиваля! Спасибо вам за вашу благородную деятельность.

Мы, детские писатели, понимаем, что в эпоху компьютеров и телевидения, когда дети почти перестали читать, главнейшая наша задача — привить им интерес к чтению книг и любовь к родному языку.

Поэтому мы решили, что сегодня в России должна существовать настоящая дееспособная общественная структура, объединяющая на профессиональной основе детских писателей. Она будет хранить и возрождать великие традиции русской детской литературы.

Осознавая, что без помощи государства такая структура в современных реалиях просто не выживет, мы обращаемся к Правительству Российской Федерации и Правительству Москвы за финансовой поддержкой и всесторонней помощью. Надеемся, что это начинание послужит на пользу русской культуре.

 

Э.Н. Успенский, Ю.С. Энтин, С.М. Белорусец, А.А. Усачев, Ю.Н. Кушак, А.П. Тимофеевский, М.Я. Бородицкая, М.Л. Грозовский, А.А. Гиваргизов, В.В. Лунин, С.А. Седов, Л.А. Чутко, В.М. Воскобойников, М.Д. Яснов, С.А. Махотин, А.А. Шевченко, С.Г. Георгиев, Т.Д. Пономарева, А.Б. Русс, И.Л. Гамазкова, М. Лукашкина, Е.В. Голубева (Глюкк), Д.В. Крупская и другие.


Виктория Лебедева

Без скидок на неопытность

Ежегодное совещание молодых писателей в Переделкине

В декабре 2007 года в Доме творчества «Переделкино» под эгидой Союза писателей Москвы прошло ежегодное Совещание молодых писателей столичного региона.

Московские и подмосковные литераторы приняли участие в мастер-классах, которые вели признанные мастера, — мастер-класс поэзии — Римма Казакова, Кирилл Ковальджи и Олег Борушко, прозы — Евгений Попов и Анатолий Курчаткин, драматургии — Елена Исаева, Александр Коровкин и Эдуард Бобров.

«Семинар прозы нынешнего года отличался необычайно высоким уровнем талантливости его участников, — поделился своими впечатлениями Анатолий Курчаткин. — Это надо сказать как о писателях, уже выпустивших свои первые книги или печатающихся в литературной периодике (Марта Кетро, Александр Снегирев, Олжас Жанайдаров, Ольга Елагина), так и о тех, кто стоит на пороге профессиональной жизни (Елена Станиславская, Николай Васильев). Соответственно, высоким был и уровень дискуссий на занятиях — без всяких скидок на молодость и неопытность... Сложившимися писателями показали себя пока мало публиковавшиеся Ашот Аршакян, Александр Турханов, Ирина Ющенко. Надо надеяться, что их имена в ближайшем будущем появятся на страницах литературной периодики».

«Семинар в этом году получился разноплановый, — рассказала Римма Казакова, — одни стремятся к авангарду, например, Алевтина Дорофеева и Дмитрий Плахов, другие, такие как Алексей Котельников и Леонид Куприянов, следуют традиции. Алексей Шмелев — реалист, его творчество обращено к повседневной жизни; Ася Беляева — интересный поэт-романтик. Среди участников семинара были настоящие профессионалы со своим голосом, и пусть голос этот негромок, как у Светланы Хромовой, зато чрезвычайно убедителен и не фальшивит. Другие находятся в начале пути, ищут себя. Но в целом семинар получился очень и очень интересный.

Бывшие семинаристы не забывают нас, приезжают и на обсуждения в качестве вольнослушателей, и просто в гости. Поэтический семинар навестили участники совещаний прошлых лет Ольга Радзивилл, Настя Сторонкина, Борис Ильин. Многие из них очень выросли, некоторые пробуют себя в новых жанрах. Так, участница первых прозаических семинаров Галина Вайгер с успехом участвовала в семинаре драматургии; Александр Снегирев, лауреат премии «Венец» 2007 года в номинации «Дебют», представил на обсуждение новый роман; Марта Кетро, за прошедший год издавшая две книги, — повесть, написанную в совершенно не свойственной ему манере…»

«Никогда у нас не было такого сильного состава, как в этом году, — подчеркнул Александр Коровкин. — Многие участники являются лауреатами профессиональных премий, публикуются. Например, Ксения Степанычева из Саратова опубликовала в журнале «Современная драматургия» уже четыре пьесы. В родном городе у нее есть постановки. Александр Молчанов, автор пьесы «День шахида», в 2007 году стал лауреатом в номинации «Свободная тема» на конкурсе драматургов «Евразия» в Екатеринбурге; на фестивале «Любимовка» был отмечен еще один наш семинарист — Евгений Казачков, представивший на обсуждение пьесы «Гуатама» и «Зал для некурящих».

По результатам обсуждения на семинаре в Переделкино в Союз писателей Москвы были рекомендованы прозаики Ашот Аршакян, Олжас Жанайдаров и Александр Турханов; поэты — Алевтина Дорофеева, Дмитрий Плахов и Светлана Хромова; драматурги Александр Молчанов и Евгений Казачков.


Издательство «Время» представляет

Александр Илличевский «Матисс»

«Матисс» — роман, написанный на материале современной жизни (развороченный быт перестроечной и постперестроечной Москвы, подмосковных городов и поселков, а также — Кавказ, Каспий, Средняя Полоса России и т. д.) с широким охватом человеческих типов и жизненных ситуаций (бомжи, аспиранты, бизнесмены, ученые, проститутки; жители дагестанского села и слепые, работающие в сборочном цехе на телевизионном заводе города Александров; интеллектуалы и впадающие в «кретинизм» бродяги), ну а в качестве главных героев, образы которых выстраивают повествование, — два бомжа и ученый-математик.

Александр Иличевский (р. 1970) — лауреат премии имени Юрия Казакова (2005); финалист Национальной литературной премии «Большая Книга» (2006); финалист Бунинской премии 2006 года (серебряная медаль).

 

 

 

 

 

 

 

Владимир Кантор «Соседи: Арабески»

Вниманию читателя предлагается не совсем обычная книга. Ее аналогом могут быть разве только «Арабески» Гоголя, где художественная проза свободно сочетается с научными исследованиями и эссе. Гоголь тем самым утверждал, что писатель един в своих двух ипостасях (как художник и как мыслитель). Вынеся в заглавие книги название жанра, Гоголь вполне как романтик играл с читателем. Тогда это, наверно, было понятно. Сегодня жанровый смысл этого заглавия в сознании широкого читателя забыт. Да и не только сегодня. Опубликованные в начале ХХ века Андреем Белым «Арабески» состояли в основном из статей, утратив жанровое своеобразие, слово «арабески» было воспринято как простое название. Но жанр «арабесок» соединяет философские и художественные узоры, вписывая их в общую канву человеческой судьбы. Арабески говорят о едином почерке человека, но в разных сферах. Этот жанр подтверждает старую идею романтиков о внутреннем единстве философии и искусства. В новой книге Владимира Кантора, известного писателя и философа, сделана попытка восстановить эту прерванную традицию.