ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" |
||||||||||||||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 3 (104) 2008г. | ПУЛЬС | РЕЗОНАНС | ЭКРАН | ПАРАЛЛЕЛИ | СВЕТ | АУКЦИОНЫ |
MEMORIA | СЦЕНА | ИСКАНИЯ | ВОСПОМИНАНИЯ | КНИГИ | СЛОВО | ФОТОВЗГЛЯД |
![]() |
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2008 |
Сегодня модно рассуждать об искусстве. Вероятно, по этой причине то и дело приходится слышать различные «трактовки» из уст людей пришлых. Другое дело, когда о творчестве говорит мастер…
![]() |
Мы живем в трехмерном пространстве, и сами представляем собой всевозможные «объемы». На трехмерные объекты и фотограф наводит свой объектив. Но когда мы держим в руках плоский двухмерный лист фотографии, — видим, что окружающая трехмерная жизнь была беднее, чем ее плоскостное отражение. Это происходит потому, что плоскость лишает предметы независимости существования, организует все реальные объемы в композицию, подчиняя их замыслу, которого не было в быстротекущем мгновении бесконечного движения жизни.
![]() |
Возьмем снимок с этой страницы: рисунок на стене, ступени и фигура случайного прохожего. Плоскостная проекция этих элементов уравнивает их значение. Никому в голову не придет сравнивать в жизни рисунок на стене и живого человека — в ком больше жизненной силы? — а когда все превращено в плоскость, этот вопрос правомерен, и, может быть, человек со стены выйдет победителем.
![]() |
По сути, фотография является сюрреалистическим искусством. Определение, которое дали отцы-основатели этому направлению, звучит так: встреча зонтика со швейной машиной на операционном столе. Это определение идеально накладывается на большинство фотографий, выходящих за рамки многомиллионного любительского потока.
![]() |
С момента, когда все предметы спроецированы на плоскость пленки (или любого другого носителя), они теряют свою трехмерную сущность и становятся элементом плоскостной композиции, где им назначена роль в искусственно созданной ситуации, с которой они не были знакомы в реальной жизни.
Рассмотрим еще один снимок, составленный из четырех элементов: рисованная фигура, старые кирпичи, чугунная решетка и хаотичные линии на стене. Рисунок склоненной фигуры подменяет в нашем сознании человека с живой душой, а темной решетке придается значение символа, — все вместе опять приобретает смысл, которого не было в реальном трехмерном пространстве. Появление таких смыслов вообще типично для всех сюрреалистических произведений.
![]() |
Что отраженная плоскость богаче трехмерной жизни, может быть доказано простым экспериментом. Если группе фотографов предоставить ограниченное пространство и попросить их, не выходя за эти пределы, сделать серию снимков, то мы получим наполненные разным смыслом, настроением, светом сочетания предметов, которых не видел глаз проходящего мимо человека.
![]() |
Сюжет, который является сутью фотографии, не складывается из отдельных ситуаций и объектов. Сами по себе эти состояния не представляют интереса. А вот спроецированные на плоскость, они улавливают глубину истинной, постоянно ускользающей реальности. Фотограф имеет дело с сочетанием предметов, которые меняются с каждым мгновением, и исчезают в вечности, никогда не повторяясь.
Великий фотограф Картье-Брессон писал: «Когда фотограф наводит видоискатель, линия прицела проходит через его глаз, голову и сердце. Фотографировать, это значит — задержать дыхание, когда все наши способности объединяются в погоне за ускользающей реальностью, и добытое таким образом изображение доставляет огромную физическую и интеллектуальную радость».