ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2008

Евгений Бень

Кинолетопись маслом

О сериалах "Громовы" и "Ликвидация"

 

Картина маслом. Эта присказка главного героя фильма «Ликвидация», похоже, уже вошла во всенародный обиход.

Не пришло ли время для художественной кинолетописи? На мой взгляд, телевизионный кинематограф как самое массовое современное искусство начинает дарить сегодняшним и будущим зрителям главные фильмы о тех или иных периодах российской истории ХХ века. Во всяком случае, именно в России 2000-х годов такая тенденция набирает силу. Уместно назвать главным фильмом о ельцинском времени «Адвокат» (2000) – несомненно, самую яркую работу из сериала «Бандитский Перербург», снятую режиссером Владимиром Бортко по прозе Андрея Константинова.

Дочь и мать в телесериале «Громовы» в исполнении
Глафиры Тархановой и Ларисы Шахворостовой

Теперь пришло время и настоящего исторического кино о второй половине 1970-х. Таким фильмом стал прошедший в январе-феврале 2008 года на Первом канале телесериал «Громовы» режиссера Александра Баранова по сценарию Бахыта Килибаева и Александра Баранова. Это – картина о цинизме и бездушии той эпохи. И в то же время о пронзительной и трагичной судьбе осиротевших в далекой Сибири детей, перебравшихся в Подмосковье. Они — один на один со страшной системой и порожденными ею уродливыми Шариковыми с их идеологией, сводимой к отсутствию веры, стыда и совести.

Герои фильма Настя, Саша, Савва и маленький Никита естественнее и нормальнее большинства окружающих взрослых, хотя они отнюдь не напоминают ангелоподобных, витающих в облаках идеальных людей, похожих на придуманных «деревенщиками» в те же семидесятые.

И сам фильм Александра Баранова выступает абсолютным антиподом благостным сказкам, сконструированным в те же далекие годы Эльдаром Рязановым («С легким паром», «Осенний марафон» и пр.).

Когда семилетний Никита потерялся и оказался в чужом городе, сам того не понимая зависнув между жизнью и смертью, он встретил респектабельного парня, поделившегося с ним своей «трагедией» будто бы из того советского тридцатилетней давности кино: она нашла себе другого милого, а значит его до того по-настоящему не любила… У парня вселенская катастрофа. Куда круче той, когда у детей нет крыши над головой и они своим трудом добывают гроши на выживание…

Громовы вопреки колониям, казенным детдомам, брежневским психушкам — мучениям вопреки — оказываются сильнее страшного мира, потому что, оставшись без родителей, потребностью детского сердца сохранили свою семью, а с ней вместе себя самих.

В этом фильме нет яркого созвездия актеров, но сама проникновенная материя сюжета помогает раскрыться новым совсем молодым исполнителям…

Прототипом Давида Гоцмана в исполнении Владимира Машкова (телесериал «Ликвидация») был один из руководителей одесского УГРО Давид Курлянд. В следующем номере «Информпространство» опубликует статью Ларисы Токарь о работе над этим фильмом

«Ликвидация» (2007) Сергея Урсуляка по сценарию Алексея Пояркова, представленная на РТР, сразу заняла место главного кино о послевоенных 1940-х. В отличие от «Громовых», здесь к тому же собраны чуть ли не все лучшие актеры современной России. Пожалуй, трудно найти хотя бы одного мало-мальски серьезного эксперта, оценившего работу Урсуляка с отрицательным знаком. Даже Александр Проханов патетически отметил в этом фильме… апологию имперского мышления. Не знаю про имперское мышление, но море художественной правды здесь столь же зримо, как Черное море у берегов Одессы. И сила начальника УГРО Давида Гоцмана не только в его фронтовой закалке, природной жизнестойкости и тонкой душевной конституции. Этот человек позвоночником ощущает массы. И в целом, и каждого в отдельности. В том числе «чувствует» и воровских авторитетов, с которыми не гнушается разговаривать, потому что честен и уверен в правоте на фоне самоуправства вышестоящих и в Одессе, и в Москве.

В «Ликвидации» нет развесистой клюквы, подобной харизматической легенде под названием «Место встречи изменить нельзя».

Полтора десятка лет нас «лечат», что от телесериалов нечего ждать художественных высот. В этом «лечении» преуспели к тому же десятки самих телесериалов. При сем телесериал — чуть ли ни единственный из артефактов, на который одновременно реагируют миллионы. И вот перед нами без преувеличения шедевр «Ликвидация» и очень крепкий художественно убедительный фильм «Громовы».

И то, и другое – при неподдельной реальности происходящего на экране. Даже вымысел «Ликвидации» о скрывающихся после войны в несуществующих под Одессой лесах местных бандитах в форме поверженного вермахта в принципе не умаляет правды. Потому что кинолетопись не сводится к перечню достоверных событий.