ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2008

Яков Назаров

Плоскость богаче объема

Сегодня модно рассуждать об искусстве. Вероятно, по этой причине то и дело приходится слышать различные «трактовки» из уст людей пришлых. Другое дело, когда о творчестве говорит мастер…

Мы живем в трехмерном пространстве, и сами представляем собой всевозможные «объемы». На трехмерные объекты и фотограф наводит свой объектив. Но когда мы держим в руках плоский двухмерный лист фотографии, — видим, что окружающая трехмерная жизнь была беднее, чем ее плоскостное отражение. Это происходит потому, что плоскость лишает предметы независимости существования, организует все реальные объемы в композицию, подчиняя их замыслу, которого не было в быстротекущем мгновении бесконечного движения жизни.

Возьмем снимок с этой страницы: рисунок на стене, ступени и фигура случайного прохожего. Плоскостная проекция этих элементов уравнивает их значение. Никому в голову не придет сравнивать в жизни рисунок на стене и живого человека — в ком больше жизненной силы? — а когда все превращено в плоскость, этот вопрос правомерен, и, может быть, человек со стены выйдет победителем.

По сути, фотография является сюрреалистическим искусством. Определение, которое дали отцы-основатели этому направлению, звучит так: встреча зонтика со швейной машиной на операционном столе. Это определение идеально накладывается на большинство фотографий, выходящих за рамки многомиллионного любительского потока.

С момента, когда все предметы спроецированы на плоскость пленки (или любого другого носителя), они теряют свою трехмерную сущность и становятся элементом плоскостной композиции, где им назначена роль в искусственно созданной ситуации, с которой они не были знакомы в реальной жизни.

Рассмотрим еще один снимок, составленный из четырех элементов: рисованная фигура, старые кирпичи, чугунная решетка и хаотичные линии на стене. Рисунок склоненной фигуры подменяет в нашем сознании человека с живой душой, а темной решетке придается значение символа, — все вместе опять приобретает смысл, которого не было в реальном трехмерном пространстве. Появление таких смыслов вообще типично для всех сюрреалистических произведений.

Что отраженная плоскость богаче трехмерной жизни, может быть доказано простым экспериментом. Если группе фотографов предоставить ограниченное пространство и попросить их, не выходя за эти пределы, сделать серию снимков, то мы получим наполненные разным смыслом, настроением, светом сочетания предметов, которых не видел глаз проходящего мимо человека.

Сюжет, который является сутью фотографии, не складывается из отдельных ситуаций и объектов. Сами по себе эти состояния не представляют интереса. А вот спроецированные на плоскость, они улавливают глубину истинной, постоянно ускользающей реальности. Фотограф имеет дело с сочетанием предметов, которые меняются с каждым мгновением, и исчезают в вечности, никогда не повторяясь.

Великий фотограф Картье-Брессон писал: «Когда фотограф наводит видоискатель, линия прицела проходит через его глаз, голову и сердце. Фотографировать, это значит — задержать дыхание, когда все наши способности объединяются в погоне за ускользающей реальностью, и добытое таким образом изображение доставляет огромную физическую и интеллектуальную радость».