ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 180 2013г. | ПУЛЬС | ФАКТЫ | РЕЗОНАНС | КРИЗИС | НАРОД | ФАШИЗМ | СМЫСЛ |
ТЕНДЕНЦИИ | СИТУАЦИЯ | ПУТИ | ЭМИГРАНТЫ | СУДЬБА | ИСТОРИЯ | ЛИЦА | ЛИЧНОЕ |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2013 |
Режиссер Евгений Цымбал |
Альбер Камю когда-то сказал: «Любой художник должен плыть на галере современности…» Должно быть, режиссер-документалист – это именно тот человек, который особенно остро чувствует время. Запечатленное время и есть ярко высвеченный герой в кинодокументалистике…
Евгений Цымбал родился в Ейске на Азовском море в 1949 году. Ейск до 1917 года был единственным курортом Войска Донского. Сохранились до наших дней здания в стиле модерн. Доброжелательность, открытость, общительность помогли в свое время будущему режиссеру: его взяли администратором на «Мосфильм».
– Евгений, вы ведь закончили исторический факультет Ростовского университета. Что же привело вас в кинематограф?
– В основном я занимался социологией. После первого курса нам раздали анкеты, студенты отвечали на разные вопросы. Я заинтересовался. Тогда начала воссоздаваться социологическая лаборатория. Стал туда ходить. Семинары, дискуссии. Диплом мой назывался «Социальная природа и функции средств массовой информации», правильнее – «коммуникации», но тогда это слово еще не так часто употреблялось.
В те же годы посещал и киноуниверситет. Ростовский киноуниверситет существовал под эгидой Всесоюзного бюро пропаганды киноискусства. Как-то нам показали прекрасное грузинское кино Шенгелая, Иоселиани. «Необыкновенная выставка», «Листопад», «Пастораль». «Жил певчий дрозд» Иоселиани я посмотрел семь раз и вот после этого решил – хочу делать кино!
После окончания университета работал в социологической лаборатории, было очень интересно. Среда социологов – «шестидесятническая».
Да, шестидесятые – яркое, интересное время, творческое, но и время «недремлющего» КГБ. За общение с иностранцем, пишущим работу по культуре Серебряного века Евгения лишили допусков, не дали работать в социологической лаборатории. Некоторое время поработал в лаборатории НОТ (Научной организации труда), а потом все же покинул Ростов. Сначала отправился в Ленинград, попытался продолжить работу в социологии, но дороги оказались закрыты, и тогда – в Москву, где с должности администратора и начался его путь в «большое кино».
– Как вы стали ассистентом режиссера? Как попали к Ларисе Шепитько на «Восхождение»?
– В 1976 году Лариса Шепитько начала работу над фильмом, предстояли зимние съемки на натуре. Охотников быть ассистентом по реквизиту не нашлось – это нелегко, там же предметы военного времени, вещи из обихода белорусских партизан, даже хлеб нужно было добыть каким-то образом того времени. Я рискнул. Отнесся серьезно: прочитал Василя Быкова, выписал все описания – из сценария тоже. Снимали мы в Муроме. Приехал раньше всей съемочной группы, второго января, пошел на элеватор, набрал трухи, мякины, принес на хлебозавод – воспроизведите хлеб того времени. Попробовали. Получилось. Принес, положил на стол перед Шепитько. Попробовала, выплюнула. «Это они у меня и будут есть!» Они – это актеры. Сильный, безжалостный характер… И вот после Шепитько (она мне сделала рекламу) я начал работать у Рязанова на фильме «Служебный роман», потом был «Сталкер», «Обломов», и уже приглашали постоянно.
– Вы к тому же и как актер проявились?
– Снялся в «Родне» у Михалкова, в роли официанта. В «Забытой мелодии для флейты» был доктором. В «Жестоком романсе» стоял за штурвалом «Ласточки».
– А потом были Высшие режиссерские курсы?
– Я учился у Эльдара Рязанова, общение с ним очень много дало. В 1986 году снял рекламный ролик «Эльдар Рязанов – Забытая мелодия для флейты». А настоящая моя биография началась с фильма «Защитник Седов». Потом была картина «Повесть непогашенной луны».
– Вы начали как режиссер игрового кино, сейчас же вы больше известны как документалист. Как произошел этот переход?
– Вынужденный переход. Меня два года не было в Москве, был в Ейске, когда вернулся в 1994-м, здесь все другое… До девяносто шестого работы не было. В девяносто шестом Леонид Филатов пригласил на передачу «Чтобы помнили», я рассказывал об Александре Кайдановском, мы дружили. Потом снял о нем фильм «Сны Сталкера», вот с этого все и пошло.
– А теперь на слуху ваши фильмы «Михаил Зощенко и Юрий Олеша. Двойной портрет в интерьере эпохи», «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера». У вас есть фильмы о Дзиге Вертове и о Балтрушайтисе… Можно сделать вывод, что вас интересует творческий человек и эпоха, отраженная в «зеркале искусства»?
– Знаете, когда я только приехал в Москву, я попал на выставку Тышлера, а он, кстати, из Бердянска, тоже Азов… Меня поразили и его картины – мастерство, фантазия, и он сам, мы разговаривали. Можно так сказать: меня интересуют личности.
Беседу вела Наталья Стеркина