"ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
|
Альманах-газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2014 |
Случается, что человек, достигнув вершины в своей профессии, вынужден начать все сначала и взбираться на новую вершину профессионального мастерства. Выпускница филологического факультета МГУ имени М.В Ломоносова, кандидат филологических наук, журналист, работающая во французской телекомпании, становится известным российским дизайнером. Речь идет об очаровательной женщине и известном дизайнере Дарье Разумихиной, создателе известной торговой марки Razu Mikhina, существующей уже более 10 лет. Ее коллекции продаются в дорогих магазинах Англии, Японии, Италии, Канады и США. Оказавшись в Лондоне, она училась дизайну в колледже Сент-Мартинс. Вернувшись в Москву, она с коммерческим успехом устраивает показ своей первой коллекции. С ярким стилем а-ля рюсс Дарья прочно вписалась в мировую систему дизайнерской одежды. Работает с тканями только российского производства.
Дарья Разумихина любила рисовать, но ее влекла филология, и она поступает на престижный филологический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова. И это было не просто, поскольку конкурс на этот факультет был огромный. «Сначала я точно знала, что хочу изучать филологию, и меня ничто другое не интересовало», – говорит Дарья.
Закончив университет, Дарья Разумихина поступает в аспирантуру и успешно защищает кандидатскую диссертацию. Для советского времени для женщины, можно сказать, карьера сделана. Дальше работа журналистом на французском и испанском телевидении, в московском корпункте французской газеты Liberation.
Переводила, организовывала, а когда произошел развал Союза, и появились «горячие точки», Дарье пришлось мотаться по стране. Дарья вышла замуж за корреспондента британской газеты Daily Telegraph, но когда у обоих закончились контракты, супружеская пара уехала в Лондон.
«Я впервые в жизни оказалась без работы, и у меня возникла мысль научиться тому, чего я всегда хотела. Тогда я спросила, где тут самое лучшее заведение, где учат дизайну. Мне сказали, что это колледж Сент-Мартинс». Там Дарья и провела четыре года учебы. Были мысли вернуться в СМИ, но после дефолта в августе 1998-го вопрос решился сам собой, потому что все остались без работы. Пути назад уже не было. …«В 30 лет поняла, что могу начать все заново, решила стать модельером. И стала». Итак, в 1995 году Дарья поступила в престижное лондонское учебное заведение, в котором учились многие известные современные дизайнеры: Гальяно, Мак-Куин, Стелла Маккартни, Гарет Пью и др.
«…Шить мне никогда не нравилось, а вот придумывать наряды, рисовать эскизы, комбинировать ткани – это я делала легко и с удовольствием. Но именно в Лондоне, наконец, убедилась в своих способностях и возможностях. Он так стимулирует творческую энергию!» Сегодня Дарья известна не только в России, но и далеко за ее пределами. Благодаря ей, российская мода стала объектом огромного интереса со стороны зарубежных стран.
В Сент Мартинс жесткий отбор – туда берут только очень одаренных людей. «Я никогда не видела такого количества талантливых людей на квадратный метр, как там. Начинают студенты всех специальностей одинаково. В начале первого курса получают по три метра белого хлопка и тему задания: создать настроенческий коллаж, альбом набросков на выбранную тему, минимум 100 эскизов костюмов, 6 законченных иллюстраций и один костюм целиком. Этот выбранный костюм надо доделать до конца – создать технический рисунок, выкройку, раскроить и сшить, стилизовать (подобрать аксессуары) и представить на модели.
Оценивается работа по 100-бальной системе. Я, например, получила 85 баллов. Это был один из лучших результатов на курсе. За эти полгода студенты учатся кроить, шить и рисовать. Остальные проекты первого курса – один трикотажный, когда все осваивают вязальные машины, другой – связан с принтами. После первого курса можно сменить специальность.
Второй курс – проект по специальности, в моем случае – это был набивной рисунок. Студенты изучают разные способы нанесения рисунка на ткань, такие как термопечать, шелкография, крашение индиго и прочее. После второго курса – год практики, последний год – дипломный. Студенты создают коллекции из 6-8 костюмов, устраивается дефиле и выставка работ. Туда приходят потенциальные работодатели». Вот такая профессиональная подготовка…
В сентябре 1998-го журнал мод Vogue опубликовал статью про трех русских студентов Сент-Мартинса – и про Дарью в том числе. Начались звонки, расспросы про колледж. «А одна девушка позвонила и сказала: если будешь делать коллекцию, то имей в виду – у меня есть швеи». С ними Дарья и сделала коллекцию из 60 предметов, которую в 1999 г. показала на публике. Был такой «Аукционный дом» – сейчас его нет в природе. «Главный аукционер был знакомым отца моей подружки. И он мне выделил помещение – за ящик шампанского. Я сама разослала пресс-релиз по всем журналам – что я, пресс-релиз не напишу? Затраты на первую коллекцию были минимальными».
На показ пришло неожиданно много народу, да и пресса отозвалась о нем одобрительно. А коллекция себя окупила – Дарьины «кружева-тесемки» быстро разошлись. Именно это и было самое главное, а вовсе не успех у прессы: «Зачем делать одежду, если она не продается? Мне даже свадебные платья создавать тяжело – платье-то на один раз, я не вижу в такой работе смысла». Так показ уже первой коллекции имел коммерческий успех.
Делать бизнес было решено по всем правилам и всерьез. «Я купила в Англии учебник «Как стать дизайнером», – говорит Дарья (книжка и сейчас у нее под рукой). Здесь все-все-все: чего делать не надо, как избежать ошибок. Очень хорошо, я так и буду. Трудновато тем, кто применяет английские методики на нашей земле. Сейчас на Западе моден фольклор. На этой волне Даша и стала известной. А наш покупатель так обкормлен фольклором, что мало кто согласится одеваться в стиле рюсс.
«Я самого начала намеревалась продавать свою одежду на Западе и знала, что бессмысленно торговать за границей вещами, сделанными из тканей, которые у них уже есть. Значит, я не буду торговать вещами из индийских и итальянских тканей. Уже тогда моя коллекция состояла из юбок из тесемок, юбок из кружева и из русского льна. В сентябре 1999-го она выставила новую коллекцию на выставке дизайнеров в Лондоне, и в первый же день выставки получила заказ от японского бутика «Эпока». Заказ был небольшой, но его вполне хватило на то, чтобы выставка окупилась».
Западные дизайнеры ориентированы на массовое производство. А вещи, разработанные российскими дизайнерами, – почти штучный товар: они не производятся даже в минимальном количестве, их закупочная цена высока, и поэтому в магазине они стоят довольно дорого. Клиенты же, естественно, недоумевают, почему это Вася Пупкин продается за те же деньги, что и, к примеру, Готье. Большое значение имеет раскрученность имени: у нас до сих пор считают, что западное – это хорошо». И Дарья умеет все это использовать.
Работая над своими коллекциями, Дарья Разумихина возрождает «Красную розу». Как все началось? «Я сделала коллекцию из крепдешинов «Красной розы», и меня пригласили участвовать в выставке, посвященной истории шелка. Спонсором выставки была та же «Красная роза», на показе присутствовали представители комбината, и они мне предложили сотрудничество. Дарья участвует во всей деятельности предприятия – от закупки тканей до определения цен.
«Красная роза» пережила процедуру банкротства, и хотя дело закончилось мировым соглашением, комбинату пришлось закрыть нерентабельные производства, продать часть имущества и уволить 15% работников. На вопрос о том, почему тканей фабрики нет в московских магазинах, руководители «Красной розы» отвечают, что «в большей степени это является следствием недостатков товарной политики московских магазинов».
На фабрике «Красная Роза» в Москве, где производят набивные шелка, Дарья Разумихина работала главным художником. Изделия Дарьи Разумихиной изысканны и элегантны, красивы и оригинальны. Тесьма, ленты, кружево создают необычные причудливые узоры. Но для каждого изделия нужно подобрать тесьму, кружева. Они не должны быть однообразными и их количества должно хватать на изделие. Кусочками и остатками не обойтись. И «кружева-тесемки» появились в новом фирменном магазине шелкового комбината «Красная роза».
И тут Дарья седлает своего любимого конька и сообщает, что вообще-то надо делать ткани на экспорт, поскольку в России серьезного рынка нет. Пока что «Красная роза» помимо России поставляет свой товар только в Белоруссию, так что перспективы перед Дарьей поистине безграничные.
После того, как фабрика была уничтожена, а оборудование сдано в утиль, коллектив «Красной Розы» решил сохранить традиции. Сегодня они по-прежнему выпускают шелковые ткани с рисунками русских художников – но производятся эти шелка уже в Китае. В принципе, любой из наших дизайнеров может заказать им шелк с оригинальным принтом – это будет дороговато, конечно, но многие приобретают ткани и гораздо дороже, и совсем не уникальные».
Разумихина – чуть ли не единственный российский дизайнер, работающий с тканями отечественного производства. «И мне всегда было любопытно: почему прочие наши дизайнеры ведут себя так, будто этих тканей вовсе не существует? Только не будем говорить о качестве: я видела немало коллекций одежды, сделанной в России из импортных материалов – и далеко не все эти коллекции вызывают восхищение. Я никак не могу понять: зачем использовать стоковую итальянскую синтетику, если на наших фабриках можно купить вполне приличную шерсть и приятный хлопок?... …Довольно качественную шерсть выпускают «Купавна» и фабрика им. Петра Алексеева, – рассказывает Разумихина, – хороший хлопок производит Трехгорка, а ситец, который мы используем в качестве подкладки – подмосковная фабрика в Щелково. Нашу «фирменную» тесьму тоже делают в Подмосковье. Кружева покупаем в Латвии, хлопчатобумажный трикотаж – в Турции, но тут ничего удивительного, потому что Турция в мировом разделении труда – крупнейший производитель трикотажа. А вот самый лучший лен – по-прежнему в России. …Большинство дизайнеров, которым я задаю вопрос о тканях отечественного производства, удивленно округляют глаза. Иногда – снисходительно улыбаются. И мне почему-то кажется, что многие из них даже не пытались поискать материалы у себя на родине. Когда мне говорят: «Все, что делают российские дизайнеры, отстой!», я сразу же задаю вопрос: «А кого вы знаете из русских дизайнеров? Чьи вещи вы держали в руках? Чьи мерили?» и в ответ получаю невразумительное «Э-ээ…», которое многое объясняет.
…Я тут совершенно случайно обнаружила еще один шерстяной комбинат - Павло-посадский камвольщик. Выпускает шерстяные и полушерстяные ткани хорошего качества и продает их за какие-то гроши – по девяносто рублей метр».
Я уже промолчу о том, что государство никак не финансирует нашу текстильную промышленность – и наши дизайнеры могли бы хоть как-то, хоть чуть-чуть, поддержать рублем наши производства, а заодно – дать им некий творческий стимул. Ведь если предприятие долгие годы выпускает лишь смесовку для спецодежды, куда ему развиваться? А придут наши дизайнеры заказывать материалы – глядишь, фабрики начнут привлекать хороших художников, технологов. К слову, я помню, когда разработку специалистов из Иванова приобрела марка Нина Риччи – помните серебристое платье, в котором Сара Джессика Паркер красовалась на премьере «Секса и города»? Эту металлизированную ткань, наделенную свойствами, которыми раньше не обладали ткани с метанитью, придумали ивановцы.
Одежду, созданную Дарьей Разумихиной, очень легко узнать. Сочетание классики с примесью эклектики, а также смешение русских и восточных стилей, экзотики и футуризма с романтикой делают эту одежду неповторимой и легко узнаваемой во всем мире. По словам самого дизайнера, ее стиль называется «этнофутуризм». Дарья создает свои коллекции из уже ставших традиционными материалов. Это и русские кружева, настроченная ткань, которая с каждым разом преобразуется во все новые комбинации. Дизайнер использует только натуральные ткани, аппликации с фольклорными мотивами, оригинальные аксессуары и только нестандартные решения.
В Европе фольклорный стиль в моде. В витринах престижных магазинов можно увидеть роскошные лоскутные одеяла, одежду в стиле фольк. Стиль марки позитивен, ярок, жизнерадостен. И коллекции Дарьи Разумихиной не остаются без внимания. Это поистине праздничные, позитивные, утонченные и несколько театральные вещи.
«Это для нас рюшки и тесемки – русский стиль, а так для каждого народа он свой. Все фольклорные вещи мира одинаковы. Я использую российские тесемки и ткани, но идея остается. Все фольклорные костюмы имеют вышивку, аппликации из тесемок и ленточек. Моя заслуга в том, что я это сделала модным...»
«Меня бы ...обидело, если бы говорили, что Разумихина сделала коллекцию в стиле Гуччи. …Я работаю в своем стиле, поэтому неудивительно, что повторяю свои идеи. Это лицо марки. У каждого дизайнера есть свое лицо, и его надо держать. Вообще в мире не так много брендов, которые придерживаются одного стиля. И я в их числе».
Разумихина – художник-орнаменталист. Хобби Дарьи Разумихиной дают представление об интересах дизайнера и о том, что ее вдохновляет: шали и статуэтки, бусины и индийские сари, коллекционная винтажная одежда и восточные тюбетейки, куклы в национальных костюмах и путешествия по странам мира.
Всей одежде от Razu Mikhina свойственен неповторимый шарм. Разнообразным пальто, ярким свитерам, юбкам с запахом, топам и платьям на тоненьких бретельках присущ языческий мотив, замысловато сплавляющийся с модными актуальными тенденциями. Изделия Дарьи характеризуют высокое качество, стиль, верность традициям, и ее эксперименты делают возможные создание настоящих шедевров. Такие шедевры можно обозревать не только на сцене или подиуме, а также на людях, идущих по тротуару.
Индивидуальность и хороший вкус характерен для женщин, которые стремятся носить эту марку. Это женщины с нестандартным мышлением и избирательны в одежде.
Традиционная приверженность Разумихиной к любимому предмету – юбке, выливается в их богатое разнообразие: юбка-цветок, юбка-колокол, юбка- полусолнце, юбка-карандаш. Собранные из тесьмы и мини-воланов, декорированные льном, кружевами, отороченные жаккардовыми лентами, с аппликациями по низу и вертикальными узорами, длиной чуть ниже колена и «в пол». Юбки комбинируются с кокетливыми топами на тонких лямках и безрукавками с капюшоном.
Искусство Дарьи Разумихиной, черпающей вдохновение в истоках народного творчества, всегда вне времени, но может быть на острие моды. ...Названия коллекций Разумихиной напоминают названия глав из книг по истории искусства: Икат, Килим, Талашкино, Рисунки Билибина, Кандинский, Русские сезоны, Liberty…
В сентябре 1999-го Дарья Разумихина представила свою новую коллекцию на выставке дизайнеров в Лондоне, где она стала первым дизайнером из России. И она не просчиталась. Знания, полученные в колледже, очень пригодились. Коллекция имела заслуженный успех. В первый же день выставки Дарья получила заказ от японского бутика «Эпока». И хотя заказ был небольшой, но его вполне хватило на то, чтобы выставка окупилась.
На следующий сезон Дарья привезла новую коллекцию на салон прет-а-порте в Париже. И снова успех. Заказов было уже несколько, но самое главное – это знакомство с агентами, с которыми Дарья Разумихина сотрудничает сих пор. Ее одежду продают в шоу-руме в Милане. Так Дарья вписалась в мировую систему торговли дизайнерской одеждой, потому что шоу-рум – это байеры со всей планеты. А потом был Милан – и снова успех. «С тех пор, к моему ужасу, объем заказа всякий раз утраивался. Если так будет и на сей раз, то нынешний заказ я просто не смогу выполнить – не хватит ни денег, ни людей». Создавать альянс с какой-нибудь денежной организацией Разумихина не хочет: «Сотрудничество, которое мне предлагали бизнесмены, сводилось к тому, что меня купят и предложат зарплату. А я хочу самостоятельности».
Из-за событий 11 сентября 2001 года американские байеры не поехали в Милан, и европейские модельеры сами повезли свои коллекции в Нью-Йорк. «У меня такой возможности нет, поэтому американские покупатели отпали сами собой. Заказ остался на прошлогоднем уровне, и мы впервые вышли на прибыль. Иначе я просто не выдержала бы – денег бы не хватило».
Помимо работы над одеждой Дарья известна в мире дизайна рядом реализованных оригинальных проектов. В частности, она создала дизайн банки Кока-кола лайт, является автором эскизов заставок для поисковой системы Google, разрабатывала дизайн для многих торговых марок.
Дарья Разумихина – первый из российских дизайнеров, принявших участие в Неделе лондонской моды 1999 года. Регулярно участвует в Неделях моды в Москве в Гостином дворе, регулярно выставляла коллекции на Неделе высокой моды в Москве. Показы бренда были успешными и в салоне Прет-а-порте.
Голландский бренд пригласил Дарью Разумихину на должность дизайнера, а затем она работала дизайнером французского бренда. В списке фирм, с которыми сотрудничала Дарья, японская и российская фирмы. Кроме того, она разрабатывала костюмы для Театра русской песни Надежды Бабкиной и для фильма «Кислород» Ивана Вырываева, для участниц конкурса красоты «Мисс Россия 2006». Она участвовала в швейцарском фестивале моды, в этно-фестивале в Норвегии. С 2008 года она участник интернет-проекта «Сноб».
Одежда марки Razu Mikhina продается в крупнейших универмагах планеты. Встретить одежду Дарьи Разумихиной можно в магазинах Лондона и Гонконга, Милана, Парижа, Токио и Мюнхена. За океаном тоже знают бренд Razu Mikhina: он продается и в США, и в Канаде. А это уже обширная география.
Раньше Дарья обходилась швеями-надомницами, но когда заказы стали объемными, стала раздавать часть работы в разные ателье.
Известный дизайнер Разумихина – великий труженик. Она и главный бухгалтер, и бизнес-стратег своей фирмы. Дарья является постоянным участником выставок проекта «Блошиный рынок» и журнала Seasons, кроме того, преподает в московской школе дизайна «Детали» и читает лекции в Высшей Британской школе дизайна.
Ее костюмы хранятся в Парижском Музее моды и костюма Гальера и были выставлены на международной выставке в Утрехте, Голландии (2006). Разумихина провела показ своей коллекции в рамках Российского экономического форума в Лондоне (2007), а также участвовала в неделях моды в ряде российских городов: Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Калининграде.
Слово «дизайн» переводится на русский язык как «идея», «проект». Труд дизайнера требует вдохновения, новых впечатлений. Дарья обожает путешествовать. Она объездила уже полмира в поисках вдохновения и новых решений для своих идей. Как результат – Разумихина собрала невероятную коллекцию этнических костюмов, прикладного искусства и украшений.
В каждой стране красивые вещи для людей, любящих путешествия. Экзотические страны, фольклор, этнические мотивы и изделия декоративно-прикладного искусства не оставляют равнодушным творческого человека. Дарья всегда в поисках гармонии и вдохновения, в результате ей удалось собрать интереснейшую коллекцию этнических костюмов, украшений и прикладного искусства. Различные фольклорные мотивы – источник вдохновения и неиссякаемого творческого потенциала дизайнера...
Хобби Дарьи Разумихиной дают представление об интересах дизайнера и о том, что ее вдохновляет: шали и статуэтки, бусины и индийские сари, коллекционная винтажная одежда и восточные тюбетейки, куклы в национальных костюмах и путешествия по странам мира.
В Москве Дарья выкупила бывшую коммуналку и понемногу начала превращать ее в собственный музей. «Это старинный доходный дом, в котором раньше жили семь семей, – рассказывает Дарья. – Для того чтобы коммуналка стала моей, мне нужно было купить всем жильцам по квартире и уже после этого думать о ремонте и собственно переезде». Длинный коридор обставлен стеллажами с книгами и рейлом, на котором висят знаменитые пальто и юбки из тесьмы, сделанные ею в разные времена. Вещи, привезенные из Бирмы, Непала, Таиланда, Индонезии и стран Латинской Америки, отлично уживаются под одной крышей. Ими заставлены специальные шкафы, столики и широкие подоконники.
«Это абсолютно моя квартира, в которой мне приятно жить. Здесь все сделано для удобства моей семьи. Периодически я начинаю избавляться от каких-то вещей. Да и вообще в последние годы у меня появляется только то, что мне очень нравится», – говорит Дарья. Сари вместо обычных штор и занавесок, старинные русские прялки и сундуки, голландские коньки, коллекции тканей, тюбетеек, торговых бус и «истуканов» – хозяйка отлично разбирается во всем, что коллекционирует.
«Квартира дизайнера Дарьи Разумихиной, хотя и похожа на этнографический музей, но живут там вполне по-современному. Дети Дарьи, Тая и Степа, настолько привыкли к такому интерьеру, что даже не представляют, что где-то бывает по-другому. Они принимали самое активное участие в оформлении своих комнат: заказывали рисунки своих любимых персонажей на стены и выбирали мебель.
Дарья в счастливом браке с известным актером кино и театров «Табакерка» и МХАТ Андрем Смоляковым.
С 2007 года Дарья Разумихина сосредоточилась на продвижении марки в России. Сейчас модельер обладает московским шоу-румом «Модный дом Razu Mikhina».
«Сначала я писала и имя, и фамилию, как положено, потом имя и сокращенную фамилию, но в итоге на Западе никто не мог этого прочитать и запомнить. И я придумала упрощенный вариант».
В 2010 году Дарья Разумихина открывает свой первый магазин в Центре современного искусства, а также интернет-магазин на своем сайте. Чтобы твоя фирма стала брендом, нужно выпускать продукцию особого качества. Одежда должна быть яркой, интересной, самобытной и узнаваемой. И одежда Дарьи Разумихиной отвечает всем этим требованиям.
«У меня нет подчиненных. У меня есть небольшая команда, в которой мы на равных. У нас разделение труда – я придумываю одежду, Людмила закупает материалы, общается с портнихами и клиентами. Кроме того, я занимаюсь прессой, бухгалтерией, и секретарскими делами.
Я смело могу себя назвать успешным человеком. Успех для меня – свобода и независимость, другими словами, возможность жить и творить так, как я считаю нужным». Высказывания Дарьи могут быть ориентирами для многих: «Самое главное для меня в жизни – это свобода! Из всех людей, особенно меня вдохновляют великие художники, дизайнеры, ремесленники и мастера. Вдохновение я черпаю абсолютно отовсюду. В жизни хочу получить возможность жить так и дальше, радуясь этой самой жизни. Единственное, что я жду от жизни – это возможность прожить ее. Проблемы решаются поэтапно, путем наименьшего сопротивления и по мере поступления».
Об авторе: Ольга Федоровна Потемкина – искусствовед, знаток истории моды.