"ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
|
Альманах-газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2014 |
Дарование Торы на Синае на пятидесятый день после выхода из Египта явилось первым в истории массовым контактом духовного мира с миром материальным, само явление дарования Торы было из ряда вон выходящим явлением, нарушением физических законов, когда человек видел звук и слышал свет. Написано, что тогда последняя служанка видела больше чем величайший пророк Иехезкель.
После дарования Торы для выполнения народом Израиля поставленной задачи появилась потребность в поддержании связи с Создателем, неком институте постоянной и регулярной храмовой службы для осуществления этого контакта. Возникла потребность в месте, где такой контакт будет происходить. Как известно, Моше заходил в Святая Святых, мишкан накрывало облако, и Моше слышал голос, исходивший из пространства между керувами на крышке Ковчега Завета. Сами керувы тоже были индикатором отношения Создателя и народу Израиля, впоследствии ответ считывался по свечению камней на нагруднике первосвященника. Сразу же потребовался и персонал для святилища. Известно, что перед дарованием Торы все евреи готовились три дня для достижения минимально необходимой святости. И, тем более, понятно, что для служения в Храме это должны были быть люди, обладающие особой ритуальной чистотой. Как известно, первоначально функция служения возлагалась на первенцев всех колен Израиля, однако после изготовления золотого тельца священство было передано колену Леви, которое не участвовало в безобразиях и отличилось в наведении порядка. Из их среды была выделена наследственная каста коэнов, происходившая от первосвященника Аарона по мужской линии, им были даны особые ограничения, необходимые для поддержания святости. Это было естественно, поскольку все время проживания в Египте левиты сохраняли обрезание, изучение Торы и не подверглись ассимиляции. В память об этой истории была дана заповедь выкупа первенцев, исполняемая евреями по сей день.
Сразу же после синайского откровения был заложен принцип святости (выделенности) времени, была дана заповедь о шабате. Следующим должен был стать принцип святости (выделенности) места, было прямо указано: «Лишь на месте, которое я изберу, приходите ко мне». Речь шла вообще о Земле Израиля, а конкретно об Иерушалаиме. В Торе упоминается случай, когда за 400 лет до Моисея после войны четырех царей праотец наш Авраам с десятиной от всех трофеев пришел в город Шалем, и ему навстречу вышел Малкицедек, царь Шалема – про которого говорится, что он был коэном В-вышнего. Мидраш говорит, что это был сам Шем, сын Ноя. из текста Торы следует, что годы жизни Авраама и Шема частично совпадают, т.е. они могли встречаться.
После этого в Торе нам дана заповедь постройки переносного Храма как места, где будет поддерживаться контакт материального мира с духовным. Во время странствований по пустыне мишкан (переносной Храм) устанавливался там, где указывал облачный столп. После прихода в Святую Землю мишкан еще 400 лет находился в разных местах, пока царь Давид не перенес его в Иерушалаим. В нашей истории уже было два стационарных Храма в Иерушалаиме: первый Храм, построенный царем Шломо и простоявший 410 лет, и второй Храм, построенный на месте первого Эзрой и Нехемией после вавилонского изгнания и простоявший 420 лет. После Него мы лишены храмовой традиции и верим, что третий Храм будет восстановлен на своем месте.
Первый Храм Шломо строился царем в условиях мирного процветающего государства и обладал наибольшей святостью, как известно, пока в нем приносились ежедневные жертвоприношения. При этом взять город приступом было невозможно. К этому периоду относится эпизод, когда в царствование Хизкиягу во время очередной по счету осады города царем Санхеривом «вышел ангел Господень, поразил в стане Ашура сто восемьдесят пять тысяч; проснулись утром, и вот: все тела мертвые».
Он простоял без изменений 410 лет, и 9 ава был сожжен вавилонянами. Храм царя Шломо был не просто культовым сооружением. Он был местом раскрытия явного присутствия Б-га в материальном мире. В некоторых случаях в Храме даже законы природы претерпевали изменения. В частности, в битком заполненном людьми храмовом дворе, когда наступало время опуститься на колени и пасть ниц, перед каждым оказывалось пространство, достаточное, для того чтобы лечь. Место, где находился Храм, и сейчас хранит великую энергию, сохраняет святость. Поэтому евреям лучше не подниматься сегодня на Храмовую Гору, не пройдя ритуального очищения.
Второй Храм строился Эзрой и Нехемией на развалинах первого в условиях, приближенных к боевым, им пришлось мобилизовать все взрослое население на охрану города, восстановление городских стен и постройку Храма. Следует учитывать, что после 70-и лет лет вавилонского изгнания некоторое число коэнов, участвовавших в строительстве, вернулись из Вавилонии с чужеземными женами и детьми. И работа не шла до той поры, пока Эзра по воле В-вышнего не приказал коэнам отделиться от нееврейских жен и детей, отослав их обратно. Между прочим, в книгах Эзры и Нехемии подробно рассказано, кто именно и как возводил стены Иерушалаима и Второго Храма. Стена Плача – часть западной стены. Следовательно, можно посмотреть, кем она построена. События восстания в Модиине, Маккавейских войн, продолжавшихся 25 лет, и чуда Хануки тоже относятся к периоду второго Храма.
Конец эпохи второго Храма был трагическим, Второй Храм был разрушен римлянами 9 ава, когда ему было 420 лет. Один из последних царей Израиля – Гордус (он же – Ирод), сохраняя относительную независимость от Рима, успел расширить и основательно реконструировать Второй Храм.
Внутриеврейские противостояния привели к тому, что римляне осадой взяли Иерушалаим. После этого началась жесточайшая резня, кровь лилась рекой, сотни тысяч людей погибли. Законоучителя Иоханана Бен Заккая, последователя Шамая и Гилеля, вынесли из Иерушалаима его преданные ученики под видом мертвеца (в святом городе нельзя хоронить). Иоханан явился к римскому военачальнику Веспасиану и сказал, что тому предстоит стать императором. Вскоре так и случилось. Тогда Веспасиан обещал еврейскому законоучителю, что выполнит любую его просьбу. Бен Заккай попросил пощадить город Явне, известный своими мудрецами, и разрешить перенести туда Сангедрин и ешиву. Тем самым они были спасены. Стена же Плача сохранилась из-за того, что один из римских военачальников решил оставить ее как памятник величия победы над иудеями.
Пока евреи жили в изгнании, пока не существовало еврейского государства, тема святости Храмовой Горы была больше теоретической. В раввинской литературе не разработана проблема, как и в каком порядке должен восстанавливаться Храм. В войну 1967 года израильские солдаты освободили Храмовую Гору, и ребром встал вопрос о том, что делать с внезапно обретенной святостью. Но правительство и раввинат, по-видимому, не были готовы к такому ходу событий. По указанию премьера, ЦАХАЛ покинул Храмовую Гору. Известно, что Моше Даян тогда сказал: «Нам не нужен новый Ватикан». И Храмовая Гора была передана Вакфу, мусульманскому совету, отвечающему за содержание мечетей; такая же участь постигла и святыни Хеврона.
Рано или поздно перед началом строительства Третьего Храма евреи поставят над собой царя из рода Давида, который будет править, сверяясь с Торой, руководствуясь Ее законами и предназначением народа. Изначально Храмовый комплекс обслуживали только коэны и левиты. Если бы в 1967 году израильское руководство и раввинат решились бы собрать вместе всех находящихся в ЦАХАЛе коэнов и левитов и сформировать из них отдельную воинскую часть под командованием военного раввина, расквартировав ее по периметру Храмовой Горы, возможно, это изменило бы ход современной истории. Для начала такое подразделение могло бы охранять священное место и заниматься подготовкой территории. Это само по себе показало бы миру, что евреи чтут свою традицию, что они конкретно намерены строить Третий Храм и помнят, кому именно это предстоит свершить. И вообще, что народ намерен выполнять законы В-вышнего. Но ничего подобного сделано не было.
Отсутствие же даже стремления к восстановлению нашего Храма оборачивается неисчислимыми бедами. Многие из нас забыли, что Галаха, в отличие от политических программ, не «голосуется». Она была дана Моше раз и навсегда, пока существует его народ. И вся дальнейшая история многократно подтверждала это – в том числе тем, что произошло с врагами еврейского народа – от амалекитян до Гитлера и т.д. Но Промысел не только поражает ненавистников народа Торы, но требует соответствующих стремлений и усилий от самого этого народа, у которого в каждом поколении есть мудрецы, с ними можно и нужно советоваться. К сожалению, личные амбиции отдельных ответственных лиц часто оказываются сильнее здравого смысла. Известен пример, когда еврейский царь Азария, он же Узия (Озия), решил, что он своей властью будет приносить жертвы в Храме. И вот он вошел туда, и у него выступила проказа, он перестал быть царем и закончил свои дни как прокаженный в лохмотьях за стеной святого города. Большинству народов мира, не говоря уже про евреев, чтущих традицию, понятно, почему именно на этой Земле естественно быть Государству Израиль. Разве из этого не следует постановка принципиальной духовной задачи по строительству Третьего Храма?
Сейчас в Израиле есть общественные объединения, которые с недавнего времени интенсивно поднимают вопрос о возрождении Храма. Пока они не обладают большинством, но уже сейчас религиозные школы по численности учеников превосходят светские, и это может привести со временем к некоторым изменениям в общественном сознании. Сохраняют свои родовые традиции коэны и левиты, в Израиле существуют Институт Храма и Ешива коэнов, построен «учебный» жертвенник, и готовится утварь для нового Храма. Примерно известно, где когда-то под землей коэнами были спрятаны от разорения и сожжения атрибуты из Второго Храма.
Невозможно говорить о том, что есть какая-то определенная модель Храма на все времена. Необязательно, чтобы Третий Храм повторял архитектурный ансамбль Храма Второго. Ведь в данном случае менее всего речь идет о восстановлении памятника старины, пусть даже и в грандиозном масштабе. Кстати, модель Третьего Храма, описанная в книге пророка Иехезкеля, не совпадает с обликом Первого и Второго храмов. Но совершенно очевидно, что есть определенные константы – жертвенник, кадош кадошим, двор женщин и многое другое. Примерно известно и место для возведения.
Важно иное: если для доступа на Храмовую Гору достаточно окунания в микву, то туда, где был размещен внутренний двор Храма, жертвенник и святая святых, должны придти те, кто прошел обряд очищения пеплом красной коровы, который находился в Храме, но не сохранился поныне. В Торе сказано, что у евреев бывает разная степень нечистоты. Следовательно, существует и возможность очищения от нечистоты. Красная корова (очевидно, годовалая рыжая телица), которая никогда не была под ярмом, т.е. не работала, согласно Торе, должна быть выведена за стан и зарезана коэном. После чего ее необходимо сжечь за станом так, чтобы пепел ни в коем случае не перемешался ни с чем и его можно было собрать. Затем в определенной пропорции этот пепел растворяется в воде. Такой раствор с соответствующим благословением брызгают на нечистого, и тот очищается. Существенно то, что тот, кто режет корову, и тот, кто собирает пепел, из чистых становятся нечистыми. Им надо очищаться. Всего таких коров должно быть 8, а за всю «храмовую историю» было сожжено 7, и раствором из их пепла очистили тысячи людей. До раскрытия Машиаха осталась последняя, восьмая, корова.
В нашей Торе прямо сказано: «Святы будьте». Надо понимать, что возведение Храма на Обетованной Земле предъявляет к всему народу Израиля и строящим его более жесткие духовные требования, чем повседневная жизнь в Израиле и за его пределами. Но главная помеха для подлинного духовного возрождения – это отсутствие единства народа вокруг Торы, которое отчетливо наблюдается в последние десятилетия.
Вместе с тем в Израиле известны случаи объединения в короткое время сотен тысяч людей вокруг одного повода. К сожалению, пока это в основном похороны великих раввинов, но сам факт сбора за несколько часов 600 тысяч человек, если не больше, показывает что все, вероятно, не так плохо, как кажется на первый взгляд. Это вселяет свет надежды на то, что в будущем настанет час, когда 9 ава – день многовековой скорби – усилиями народа преобразится в величественный праздник освящения возрожденного Храма.
Об авторе: Танхум Авраам (Тимофей Юльевич) Бусин – председатель Московского ортодоксального еврейского союза (МОЕС).