"ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
|
"Информпространство", № 188-2015Альманах-газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2015 |
История Пурима отражает события, происшедшие после изгнания евреев из Израиля в Вавилонию, в ту пору ставшей частью Персидской империи.
Казалось бы, с политической точки зрения эти годы было спокойными, даже благоприятными для евреев. Мы знаем, что один из главных героев тех событий Мордехай был министром и советником императора. Евреи, стало быть, могли занимать высокие посты в правительстве. И вот в такое, можно сказать, благополучное время нашелся человек по имени Аман, потомок Амалека, извечного врага евреев еще со времен Исхода из Египта, который коварно замыслил уничтожение всего еврейского народа. И только мудрость тогдашнего главы поколения Мордехая позволила организовать противодействие. Сказано, что, узнав о смертельной опасности, Мордехай «разорвал свои одежды, и возложил на себя вретище и пепел, и вышел в город, и закричал криком великим и горьким». Он посылает к царю Ахашверошу свою племянницу Эстер, недавно принятую во дворец в качестве жены императора. Оба понимают, что появление перед царем без особого приказа — смертельно опасно. Но Эстер идет на риск, и царь выказывает ей свое благоволение, принимая ее приглашение на пир. И тут во время ночной бессонницы царю читают запись в книге летописей, о том, как Мордехай предотвратил покушение придворных и таким образом спас Ахашвероша. На пиру Эстер разыгрывает блистательную интригу по всем правилам дворцового этикета — и вот уже грозный Аман повержен. А тем временем, как говорят мудрецы, Мордехай собрал двадцать две тысячи еврейских детей для изучения Торы; Эстер призвала евреев поститься и молиться в течение трех дней — то есть совершить Тшуву, — вернуться к Всевышнему. В результате этого противостояния рождается надежда, а потом и спасение.
История заканчивается тем, что Аман и десять его сыновей повешены на деревьях, которые были приготовлены для евреев. Сказано, что теперь, после этих событий, из года в год евреи должны устраивать в день Пурима праздник.
И еще сказано, только два еврейских праздника не исчезнут из еврейского календаря даже с приходом Машиаха — Ханука и Пурим. Причем, что интересно, и тот, и другой демонстрируют иррациональное поведение евреев в решении своих проблем. Когда Аман замыслил свои козни, евреи имели возможность отвратить опасность, обратившись к Ахашверошу с политическими и экономическими предложениями. Но они поступили иначе. Они увидели, что их ошибка в них самих и приняли решение совершить исправление (Тшуву) своих проступков: они постятся, молятся, учат Тору.
Сегодня пуримские карнавалы, шествия и пиршества идут по всей Москве, по всей России, по всему бывшему Советскому Союзу. Это реальность сегодняшнего дня — приятно видеть возрождение еврейского духа. Ведь главный урок Пурима в том, что Всевышний помогает нам, только когда мы обращаемся к Нему, когда мы делаем Тшуву.
Сегодня на земле многие евреи учат Тору. Больше, чем когда бы то ни было. К такому выводу пришли ученые, специально исследовавшие этот вопрос. Я думаю, что это происходит во многом благодаря Баалей Тшува – тех, кто вернулся к еврейским истокам, и в этом большая заслуга главы нашего поколения Любавичского Ребе, который направил своих посланников пробуждать по всему миру еврейскую жизнь.
А Пурим, конечно же, неотъемлемая часть еврейской жизни.
В Торе для Пейсаха имеется несколько названий: «хаг а-мацот» — праздник мацы, «хаг а-авив» — праздник весны и «зман херутейну» — время нашего освобождения. И все эти названия отвечают сути праздника, каждое указывает на какой-то его аспект. Еврейский календарь построен на основе принципа добавочного месяца — и только для того, чтобы праздник приходился на весну. Маца — хлеб веры. Мы едим эту квинтэссенцию хлеба, предварительно благословив ее, — и еда укрепляет нас в вере. Мы свидетельствуем о том, что вышли из Египта. Пасхальная Агада начинается словами: «Мы были рабами в Египте». Все мы были рабами! Ощущение выхода на свободу — время нашего освобождения — должно быть реализовано благодаря тому, что ты рассказываешь, как это происходило. В этот вечер мы повторяем наш исход. И также как в том Исходе, нам нужно лидерство Моисея. Смысл сочетание двух дней – 11 нисана – дня рождения Ребе — и Пейсаха в том и состоит, что у нашего поколения есть лидер, который ведет нас к окончательному освобождению — приходу Машиаха. Семь дней праздника в Израиле и восемь в странах рассеяния мы едим мацу, — и это укрепляет нас в вере на целый год. Если Пурим и Симхас Тора дают нам радость веры, то крепость веры усиливается от того, что мы отказываемся от квасного в дни Пейсаха.
Праздник Пейсах символизирует рождение еврейского народа. Сказано: Всевышний взял один народ из чрева другого народа. Причем все произошло за одну ночь с 14 на 15 нисана. В этом событии участвовали около шестисот тысяч воинов, мужчин зрелого возраста. А всего около трех миллионов человек — все, кто вышли из Египта, стали свободными людьми.
В Торе сказано: мы вышли оттуда к свободе вечной. На самом деле еврейская история после Исхода изобиловала событиями, которые невозможно соотнести с понятием «свобода еврейского народа»: разрушение Первого и Второго Храмов, изгнание из Земли Израиля, инквизиция, погромы, Холокост… Как же при этом утверждать, что мы стали свободными?
Во время Пасхального Седера мы говорили, что благодарим Всевышнего за то, что Он избавил нас от рабства физического и освободил наши души. По-настоящему это можно понять только в праздник Швуэс. Пятьдесят дней, которые разделяют Пейсах и Швуэс — приближение к самой высокой точке, кульминации взаимного общения еврейского народа и Всевышнего.
Дни отсчета Омера в еврейской истории — время «полутраура». Ведь до тридцать третьего дня Омера погибали ученики рабби Акивы — самого выдающегося из мудрецов: двадцать четыре тысячи умерли от чумы. Причиной их гибели стало неуважение к мнению друг к друга; каждый из них лишь свое мнение считал единственным и окончательным. Поэтому их стала уносить эпидемия. Только на тридцать третий день отсчета Омера она наконец прекратилась. В честь этого события был назначен праздник. А через несколько лет в этот день умер любимый ученик рабби Акивы Шимон Бар-Йохай, автор книги Зоар, основы Каббалы. Он знал, что уйдет. Все думали, как же праздновать, когда выдающийся мудрец уходит. Но он сказал, что именно в этот день надо отмечать праздник. Когда еврей возвращает свою душу Создателю, он заканчивает свою миссию в этом мире. Это как бы салют в честь оставшихся. В такой день все его дела концентрируются, и благодаря этому он оказывает особенно значительное влияние на мир. Так появился праздник Лаг Баомер. Говорят, когда Шимон Бар-Йохай с сыном учили Тору, огненный столб от их учения поднимался до небес. Если мимо пролетала птица, она сгорала. Отсюда пошла традиция разводить костры.
Всевышний вывел нас из Египта, когда мы находились в самой низкой точке духовности, из которой все же еще можно было обрести спасение и стать народом. Предстояло поднять евреев до невероятной духовной высоты, чтобы они стояли у горы Синай на сорок девятой ступени возвышения — максимально возможной для человека. Всевышний же с пятидесятого уровня, минимального, на котором он мог находиться, спустился на сорок девятый уровень и через Моисея даровал евреям Тору. Каждый еврей несет в себе душу, а поскольку душа — это часть Всевышнего, в момент дарования Торы произошло освобождение. Души вырвались из тел, потому что хотели соединиться со своим источником, который был так близко. А Всевышний сказал, что души должны оставаться в телах, жить вместе с Торой и распространять через Тору свет в мире.
Что приносят евреи Всевышнему в Пейсах? Пасхального ягненка, которого нужно зарезать и съесть, и мацу, которую надо есть все дни праздника. Маца выражает предельную концентрацию сущности материального мира… Ведь в нее ничего не добавлено — только вода и мука, причем вода испаряется и остается лишь питательная среда, необходимая человеку, чтобы существовать. Когда евреи были рабами в Египте, они нуждались именно в такой невероятной концентрация сущности, чтобы исполнить волю Всевышнего.
После отсчета полных семи недель Омера ситуация изменилась. Мы шли рядом со Всевышним, исполняя заповедь восхождения. Поднимались, находясь на земле. И получили настоящее освобождение — освобождение наших душ. После того как мы вышли из Египта и обрели Тору, ничто больше не сможет нас сломить. Скажите, какой народ сохранит себя после разрушения двух Храмов, рассеянный по всему миру в течение двух тысяч лет, преследуемый и гонимый? Какой народ может пережить Холокост? Может ли он остаться на земле, если у него нет духовных ценностей? А ценности эти определяются Торой, которая была дана евреям в праздник Швуэс.
Жили-были царь с царицей. Долгие годы у них не было детей. Они состарились, и шансов, что дети появятся, уже не было. Вдруг к царице приходит странница и говорит: «Я знаю о вашей беде и могу помочь. Но у меня есть одно условие. Если вы дадите слово, что исполните его, у вас родится девочка. А условия такое: ни царь, ни кто-либо другой не может увидеть ее до свадьбы». Царица рассказала все мужу. И царь согласился: «Хорошо, пусть я не буду ее видеть долгое время, но зато у нас будет дочь!» И тут же стал строить башню для царевны, хотя жена даже еще не забеременела. Но действительно, все случилось так, как обещала странница: в положенное время у царицы родилась девочка. И тут началось… Царица чуть ли не каждый день приходит к мужу и рассказывает, какая красивая у него дочь, какие прекрасные у нее глаза, волосы, руки, как заразительно она смеется… Понятное дело, у царя растет желание ее увидеть. Когда девочке исполнилось двенадцать лет, он решил выдать ее за заморского царевича. По всему свету разослал гонцов, и даже в интернете дал объявления, что у него дочь на выданье. И приданое он обещал щедрое, едва ли не все царство. Царевичи понаехали со всей округи. Говорят: покажи, батюшка, невесту. А он свое твердит: нельзя, мол, ее видеть до свадьбы. Царевичи потолковали между собой, посмеялись… да и разъехались. Тогда царь собрал своих приближенных и предложил им в жены царевну. Но те уже слышали историю с заморскими принцами и не спешили дать согласие. Пошел слух: здесь не все чисто — у царя растет кикимора, и он хочет поскорее сплавить ее с рук. Царь видит, что дело плохо. Но тут, гуляя по саду, он замечает садовника. Узнав, что парень не женат, царь приказывает ему жениться на своей дочери. А тот уже все знает… про кикимору. И в ужасе начинает отнекиваться. «Батюшка, куда я гожусь, я всего лишь простой садовник». А царь настаивает, говорит: женись или выгоню. Угрозами и посулами принудил он парня к женитьбе. Наступает день свадьбы. Выводят невесту… Красота неописуемая! А бедный садовник еще больше испугался: если царевна внешне такая красавица, стало быть, внутри настоящая ведьма! Вот сидит парень на свадебном пиру и с ужасом ждет, когда начнется кошмар его семейной жизни.
Но проходит месяц, второй, третий… И вдруг садовник приходит к царю и говорит: «Батюшка, прости меня, грешного, сделай еще один свадебный пир». Царь недоумевает: «Но ты такой хмурый был на том пиру…» «Прости, батюшка. Я же думал, мало ли что за этим кроется… Но вот прожил я с царевной три месяца и понял, какое счастье мне досталось. Теперь я хочу как следует погулять на пиру». И царь сделал пир. Новоиспеченный царевич танцевал от всей души со своей царевной, и жизнь свою они прожили счастливо.
Вот так получилось и у евреев с дарованием Торы. Всевышний предлагал Тору всему миру. Только евреи согласились принять. Но что значит — принять! Сказано, что гора над ними висела. Они не могли отказаться. И тогда евреи сказали: «Все выслушаем, сделаем, выполним». Между праздниками Швуэс и Суккот — всего несколько месяцев. И вот на Симхас Тора мы танцуем с Торой— поняли, стало быть, какое счастье нам выпало!
Об авторе: Исаак (Ицхак) Абрамович Коган – главный раввин Агудас Хасидей ХаБаД СНГ и синагоги на Большой Бронной в Москве.