"ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

"Информпространство", № 186-2014


Альманах-газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2014

 


Танхум Бусин



В повседневных делах и заботах

Предлагаем вашему вниманию беседу с председателем Московского ортодоксального еврейского союза (МОЕС), Танхумом Авраамом Бусиным.

– Московский ортодоксальный еврейский союз существует с 2006 года. Это притом, что в городе к тому времени давно уже была Московская еврейская религиозная община (МЕРО), входящая в Конгресс еврейских религиозных общин и объединений России (КЕРООР). Были Московский еврейский общинный центр (МЕОЦ) и целый ряд районных организаций иудаизма, относящихся к влиятельной Федерации еврейских общин России (ФЕОР). Для чего понадобилась еще одна централизованная община ортодоксального иудаизма в Москве?

– МОЕС учрежден в 2006 году тремя местными общинами Западного округа: Филевской, Давыдковской и Кунцевской. Эти общины возникли в конце девяностых – начале двухтысячных годов на месте ранее существовавших здесь местных миньянов вокруг вновь построенной в 1998-м синагоги памяти павших на Поклонной горе. Собственно, синагога стала лишь катализатором готовности части местного еврейского населения самоорганизоваться по местам проживания. Необходимость создания еще одной структуры тогда была обусловлена сложными отношениями между ФЕОР, КЕРООР и владельцем здания синагоги – БФ РЕК, который, к сожалению, с июня 2001 года оставил в здании на Поклонной горе преимущественно представительские и выставочные функции, при этом по субботам там проводятся собрания реформистов, которых туда пускать явно не следует хотя бы в силу того, что первые реформисты в России появились в 1988 году, а война закончилась в 1945-м.

Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России, действительно, возник самым первым. Исторически сложилось, что в него входят не только представители ортодоксального иудаизма, но и реформисты и консерваторы. При создании в устав КЕРООРа не было внесено вероисповедование организации, и когда-то это породило шутку, что «евреи за Иисуса» теоретически могли бы претендовать на вхождение в нее, поскольку являются формально и еврейской, и религиозной организацией. Сейчас по мере развития ортодоксальных общин наметилась тенденция освобождения от «реформы», был смещен и перемещен на другой пост проработавший 15 лет председателем КЕРООР предводитель реформистов З.Л. Коган. К сожалению, быстро выяснилось, что от реформистов просто так не избавишься, они составляют от 25 до 35 % состава организации, и для того, чтобы на съезде провести решение об исключении реформистов, за него должны проголосовать сами реформисты, но понятно, что этого не будет. Остается эволюционный путь – потихоньку закрывать реформистские общины и создавать ортодоксальные, но на это нужны годы.

Федерация еврейских общин России (ФЕОР) – развившееся из объединения трех общин до порядка двухсот – мощная структура со своими учебными заведениями, работающая по России, имеющая достаточно жесткую вертикаль по принципу «сверху-вниз». Необходимость такой организации при ее создании была очевидна, требовался орган, способный эффективно решать с государственными органами в масштабе страны вопросы по организации общинной жизни, возвращению зданий синагог, их строительству и реконструкции. В управленческой масштабности же, как известно, всегда есть и свои «плюсы», и свои «минусы». ФЕОР взаимодействует с крупными спонсорами преимущественно на уровне своего правления и попечительского совета, оказывая помощь общинам на местах. Это нормально и свойственно крупным системам.

Общины МОЕС в свое время создавались самими верующими из местного населения – «снизу». Соответственно наши общины живут на пожертвования тех, кто непосредственно участвует в их жизни. Среди них есть и представители бизнеса разного уровня. Это обеспечивает высокую эффективность управления и необходимую мобильность в ведении дел. К тому же наши меценаты всегда могут своими глазами увидеть, как реализованы их пожертвования.

Любавичский Ребе говорил, насколько важно достучаться до сердца каждого еврея. У жителей округа всегда есть возможность посетить небольшую синагогу в жилом доме, купить кошерные продукты. Есть возможность молиться вместе с другими, а когда это необходимо, регулярно читать кадиш в присутствии миньяна. Согласно нашей традиции, мы должны организовывать похороны в течение суток после того, как человек покинул этот мир. Это удается в том случае, если родственники своевременно известили нас о постигшей утрате и сотрудничают с общиной.

В идеальном случае задача «районного» раввина – на носилках без гроба доставить тело из дома на еврейское кладбище, в Салтыковку или Малаховку, где, согласно традиции, совершаются омовение и похороны. Однако жизнь иногда вносит свои коррективы, есть куча инструкций Минздрава, осложняющих эту простую процедуру, приходится поступать по обстоятельствам. Понятно, что если человек умер в больнице и оказался в морге, мы делаем все возможное, чтобы там избежать вскрытия и небрежного обращения с телом. Чаще евреев хоронят в гробу, но со специально вырезанным в днище отверстием, чтобы прах смешался с землей, и это допустимо.

– А если покинувший этот мир жил за пределами территории, где есть общины МОЕС, поможете с организацией похорон?

– Только в каком-то исключительном случае, например, по просьбе родных. В Москве, кроме нас, есть еще две Хеврат кадиша – при МЕОЦ и при МЕРО, в ряде районов есть раввины, относящиеся к Федерации еврейских общин. Так или иначе, они тоже занимаются похоронами.

– Сколько всего евреев в Западном округе Москвы?

– По подсчетам ФЕОР, в столице России сейчас проживает более трехсот тысяч евреев по Галахе, в Москве 10 округов, следовательно, на округ приходится в среднем порядка 30 тыс. В Западном округе 11 управ. Каждая община обслуживает территорию двух-трех управ. Нашими общинами учтено около семи тысяч евреев в округе. Но на самом деле их в несколько раз больше. Немало людей предпочитают не заявлять о своем еврействе и не передавать это своим детям, бывает, что такой человек узнает о том, что он еврей от позвонившего ему раввина. Правда, это само по себе своеобразно указывает на то, что «еврей» – не национальность в обиходном понимании. Чтобы вычислить количество людей еврейских корней, соответствующих закону о возвращении в Государство Израиль, можно помножить количество галахических евреев на 2,5. Практика показывает, что грубой ошибки не будет.

– Предполагает ли МОЕС увеличивать число входящих в него местных организаций?

– Сейчас в МОЕС входят 4 общины – в союз в 2007 году перешла из КЕРООРа община Эш-А-Тора, кроме того, назрела необходимость создать еще две общины: в Дорогомилово и в Крылатском. В Тропарево-Никулино местные евреи организовались явочным порядком, создав общину Бейт Аарон в жилом доме на Проспекте Вернадского, 94, они не регистрировались и живут сами. В принципе МОЕС имеет право регистрировать общины по всей Москве. Если к нам приходит инициативная группа из какого-то района с предложением зарегистрировать себя как общину МОЕС, а там уже есть местная организация ФЕОР или КЕРООР, мы даем людям совет войти в уже существующую структуру.

Если же в районе пока еще нет общины, мы интересуемся, располагает ли инициативная группа теми, кто хочет регулярно молиться, заниматься содержанием помещения, вести необходимую организационную работу? Имеется ли достаточно известный авторитетный лидер – не шарлатан и не реформист? Возможна ли реальная финансовая поддержка начинания «изнутри»? Только при наличии всего этого мы готовы создавать новую общину нашего союза.

– Вы прилагаете максимум усилий, чтобы люди, в том числе родившиеся в советское время, сделали обрезание (вступили в Завет Авраама).

– Стараемся изо дня в день делать все возможное. Как известно, эта заповедь настолько важна, что принято обрезать умерших перед погребением, если они при жизни не были обрезаны. Многие об этом не знают и рассматривают обрезание как причуду религиозных. Опыт показывает, что нежелание делать обрезание своему ребенку из-за кажущихся неудобств зачастую вызвано недостаточной (или избыточной) грамотностью родителей и впоследствии оборачивается против самого ребенка. Общины поддерживают связь с еврейскими семьями, которые ждут рождения мальчика, мы рассказываем о необходимости своевременной брит-милы (обрезания), организуем обряд и нашим малышам, и взрослым, осознавшим его необходимость. Среди таких взрослых, принявших решение вступить в Завет Авраама, многие десятки людей из общин МОЕС. Самому старшему из них было 78 лет. Однако работы непочатый край, сейчас же из тех, кого мы знаем в округе, не вступил в Завет Авраама каждый четвертый.

– Расскажите о своей повседневной работе.

– Община обслуживает еврея от рождения до смерти, мы должны заниматься многим. Проводим, например, бар-мицвы (13-летие мальчиков), при соответствующем желании организовываем обучение детей в еврейской школе. Организовали в наших общинах изучение Торы на местах: и для мужчин, и для женщин. Устраиваем специальные занятия для невест.

По нашему закону, каждый еврей в миньяне должен хотя бы отчасти понимать во время молитвы, что и для чего он делает. Во всех еврейских общинах должна быть учеба. Если ее нет, то это уже не община, а кружок по интересам. Немало людей, в том числе преклонного возраста, у нас научились читать Сидур на иврите.

Мы организовали обучение нескольких молодых людей в Иерусалиме по десятимесячной программе. Кто-то из них обучался в Израиле в ешивах, кто-то в колелях при крупных иерусалимских синагогах, но этого мало. Большинство молодых евреев по Галахе вообще ни разу не были в синагоге, не говоря уж о том, чтоб хотя бы раскрыть том Талмуда, и просто посмотреть что это такое. В свое время был анекдот: «Кто знает пять (шесть, семь) языков и не знает своего собственного?» Ответ: «Еврей». Мы сейчас имеем это на практике.

В свое время 1989 году в Кунцево в помещении, предоставленном горсоветом Москвы, раввином Штайнзальцем была организована первая в Москве ешива нового времени. Тогда она формально считалась отделением иудаизма при Академии мировых цивилизаций. Случилось так, что через несколько лет помещение, в котором учились, сгорело, и ешива прекратила работать. Я вижу одну из своих главных задач как председателя Московского ортодоксального еврейского союза и одновременно председателя Кунцевской общины в возрождении ешивы и в восстановлении там преподавания Торы и еврейской традиции в полном объеме. Самый насущный вопрос, связанный с ешивой, конечно, вопрос об учебных помещениях и финансировании. Времена, когда ученики ешивы при синагоге обедали вкруговую по очереди во всех семьях общины, а спали в синагоге на лавке, давно кончились. Если этот вопрос удастся решить, дело сдвинется с места.

И, конечно, мы помогаем пожилым людям. В «Джойнте» существует программа помощи жертвам фашизма, которая реализуется через синагоги и хеседы. В частности, «Джойнт» выдает продуктовые наборы через Межрегиональную благотворительную еврейскую организацию инвалидов Эшель при синагоге на Большой Бронной. Эшель распределяет эти наборы, в том числе и пенсионерам из наших общин, а те могут забрать их в том же месте, где они молятся. Это экономит силы престарелых и больных.

Надеюсь, что большинство из известных нам людей на нашей территории знает, куда им обратиться по тому или иному вопросу, связанному как с соблюдением традиции, так и с повседневной жизнью. Надеюсь, что с Б-жьей помощью они расскажут это тем евреям, которые еще не пришли в синагоги Москвы. И на всякий случай сообщаю телефон для связи: +7 916 2782178.

 

Беседу вел П. Людин

* * *

Танхум Авраам (Тимофей Юльевич) Бусин – председатель Московского ортодоксального еврейского союза (МОЕС).